Тепловой баланс двигателя (табл. 2) показывает, на что расходуется теплота, выделяющаяся при сгорании топлива.
Отношение теплоты, превращенной в полезную работу, к теплоте, которая могла бы выделиться при полном сгорании топлива, называют эффективным к. п. д. двигателя.
Из табл. 2 видно, что эффективный к. п. д. карбюраторных двигателей составляет 0.21—0,28, а дизелей 0,29—0,42.
Преимущества дизелей по сравнению с карбюраторными двигателями заключаются в следующем:
а) эффективный к. п. д. дизелей вследствие более высоких значений степени
сжатия выше, чем у карбюраторных двигателей;
б) для дизелей используют более
дешевые, чем бензин, тяжелые сорта нефтяных топлив;
в) дизельное топливо
менее опасно в пожарном отношении, чем бензин.
Однако из-за более высокой степени сжатия и повышенного давления при сгорании-расширении газов значительно повышаются требования к прочности деталей кривошипно-шатунного механизма и точности изготовления топливоподающей аппаратуры, что в свою очередь усложняет конструкцию и вызывает увеличение веса дизелей сравнительно с карбюраторными двигателями.
Кроме того, дизели более шумны в работе, пуск их при низких температурах труднее, чем пуск карбюраторных двигателей, они требуют применения тщательно отфильтрованного дизельного топлива.
Таблица 2
Теплота |
Двигатель | |
карбюраторный |
дизельный | |
Превращённая в полезную работу, % |
21-28 |
29-42 |
Отданная охлаждющей жидкости, % |
12-27 |
15-35 |
Уносимая отработавшими газами, % |
30-55 |
25-45 |
Теряемая из-за химической неполноты сгорания,% |
0-45 |
0-5 |
Прочие потери, % |
3-10 |
2-5 |