Система питания двигателя предназначена для хранения, очистки и подачи топлива, очистки воздуха, приготовления горючей смеси и подачи ее в цилиндры двигателя.
Система питания карбюраторных двигателей:
- Автомобильные бензины получают из нефти путем прямой перегонки и крекинг-процессом. При прямой перегонке нефть нагревают в трубчатых печах до 210°С, где ее легкие фракции испаряются, а затем проходят через специальную колонну. В колонне пары конденсируются, образуя бензин.
- Горючую смесь разного состава карбюратор должен приготовлять для обеспечения наибольшей экономичности в период работы двигателя. Различают следующие основные режимы работы двигателя: пуск; малые обороты холостого хода; малые и средние нагрузки; полная нагрузка; резкое увеличение нагрузки.
- Карбюратор К-88А, устанавливаемый на двигателях ЗИЛ-131, двухкамерный с балансированной поплавковой камерой. Главная дозирующая система этого клрбюратора работает по принципу пневматического торможения топлива в сочетании с работой системы холостого хода.
- Карбюратор К-89А (автомобили Урал-377, Урал-375Д, автобусы ЛАЗ и ЛиАЗ-677) отличается от карбюратора К-88А в основном большей пропускной способностью главных жиклеров, большими диаметрами отверстий в корпусе клапана экономайзера, меньшей пропускной способностью воздушных жиклеров и увеличенными диаметрами больших диффузоров, а также смесительных камер.
- Карбюратор К-126Б, устанавливаемый на двигателях автомобилей ГАЗ-66 и ГАЗ-53А, — двухкамерный с балансированной поплавковой камерой; регулировка состава горючей смеси обеспечивается пневматическим торможением топлива. Дозирующие системы и устройства этого карбюратора работают аналогично таким же системам и устройствам карбюратора К-88А.
- Ограничитель частоты вращения коленчатого вала не допускает превышения определенного числа оборотов коленчатого вала двигателя, что предупреждает ускоренный износ и возможное разрушение деталей двигателя и механизмов трансмиссии.
- Топливные насосы создают максимальное избыточное давление, при нулевой подаче топлива, достигающее 0,3 кГ/см2 (225 мм рт. ст.). Производительность насосов Б-10 и Б-10Б равна 180 л/ч.
- Очистка топлива. При движении из топливных баков в карбюратор топливо многократно очищается от механических примесей сетчатыми фильтрами, установленными в топливных баках, насосе и карбюраторе.
- Воздушный фильтр на двигатель — пеномасляный, инерционный, с трехступенчатой очисткой воздуха — устанавливается на двигателе ЗИЛ-131.
- Система подогрева двигателя. Рабочая смесь в цилиндре двигателя cгорает полностью только тогда, когда все топливо в нем к моменту воспламенения будет находиться в парообразном состоянии.
Система питания дизелей:
- Дизельное топливо должно обеспечить легкий пуск двигателя, для чего в нем должно содержаться необходимое количество легких фракций.
- Смесеобразование в дизелях. В дизелях ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 и ЯМ3-240 применяются неразделенные камеры сгорания с углублением в поршне, что обеспечивает легкий пуск и высокую топливную экономичность дизеля.
- Система питания дизеля. Топливо из бака 1 под разрежением, создаваемым топливоподкачивающим насосом 9, подается к фильтру 10 грубой очистки, затем проходит топливоподкачивающнй насос 9, фильтр 2 тонкой очистки и поступает в насос 7 высокого давления.
- Топливоподкачивающий насос служит для подачи под давлением до 6 кГ/см2 топлива к насосу высокого давления.
- Топливный насос высокого давления служит для подачи под большим давлением одинаковых порций топлива в цилиндры дизеля в соответствии с порядком их работы.
- Форсунка дизеля служит для тонкого распиливания и равномерного распределения топлива впрыскиваемого насосом в камеру сгорания.