Ограничитель числа оборотов вращения коленчатого вала двигателя не допускает превышения определенного числа оборотов коленчатого вала двигателя, что предупреждает ускоренный износ и возможное разрушение деталей двигателя и механизмов трансмиссии.
Ограничитель числа оборотов коленчатого вала двигателя (автомобилей ЗИЛ-131 и ГАЗ-66) состоит из датчика и исполнительного механизма (рис. 22).
Центробежный датчик крепится к крышке распределительных шестерен и приводится от распределительною вала двигателя. В передней части распределительного вала закреплен валик 11 привода, хвостовик которого входит в паз валика 10 ротора. Исполнительный диафрагменный механизм воздействует на дроссели карбюратора. Механизм укреплен на боковой стенке смесительной камеры карбюратора. Датчик соединен трубопроводами 16 и 17 и отверстиями 18 и 20 с исполнительным диафрагменным механизмом и входным патрубком карбюратора. |
Рис. 22. Схема ограничителя максимального числа оборотов коленчатого вала двигателя: 1 — корпус датчика; 2 и 12 — фитили; 3—втулка; 4 — канал валика ротора; 5 — ротор; 6 — регулировочный винт; 7 — пробка; 8 — пружина; 9 — сальники; 10 — валик ротора; 11 — валик привода ротора; 13— крышка; 14—клапан; 15 — седло клапана; 16 и 17 — трубопроводы; 18 и 20 — отверстия; 19 — входной патрубок карбюратора; 21 и 33 — каналы; 22 — диафрагма; 23 — наддиафрагменная полость; 24 — поддиафрагменная полость; 25—штифт; 26— пружина; 27— крышка; 28 — рычаг; 29—шток; 30 и 31 — жиклеры; 32 — дроссели; 34 — валик дросселей; 35—вильчатое соединение; 36 — рычаг привода дросселей
При неработающем ограничителе усилием пружины 8 клапан 14 оттянут от отверстия седла 15, а пружина 26, воздействуя через рычаг 28, удерживает дроссели 32 в открытом положении.
При работе ограничителя вильчатое соединение 35 позволяет дросселям карбюратора закрываться независимо от положения рычага 36.
Во время работы двигателя ротор 5 датчика все время вращается, и клапан 14 под действием центробежной силы стремится переместиться в сторону.
Когда число оборотов коленчатого вала не превышает максимальной величины, клапан 14 не закрывает отверстия седла 15 и наддиафрагменная полость 23 исполнительного механизма остается сообщенной с входным патрубком карбюратора.
Поддиафрагменная полость 24 исполнительного механизма каналом 33 и отверстием 20 также сообщена с входным патрубком карбюратора. В это время давление воздуха снизу и сверху диафрагмы 22 одинаковое, и исполнительный механизм никакого воздействия на дроссели карбюратора не оказывает.
Усилием пружины 26 дроссели 32 устанавливаются в открытое положение.Если скорость вращения коленчатого вала двигателя достигнет 3000 об/мин, то вследствие увеличения центробежной силы клапан 14 перекроет отверстие седла 15 и тем самым прекратится доступ воздуха по каналу 4 валика ротора в наддиафрагменную полость 23.
В этом случае полость 23 сообщается каналом 21 и жиклерами 30 и 31 со смесительной камерой и поэтому в ней будет создано большое разрежение.
Поддиафрагменная полость 24 в это время сообщается каналом 33 и отверстием 20 с входным патрубком 19 карбюратора.
Следовательно, давление в полости 24 будет выше, чем в полости 23, и под действием разности давлений диафрагма переместится вверх, преодолевая силу натяжения пружины 26.
Вместе с диафрагмой переместится вверх и шток 29, который через рычаг 28 повернет валик 34 и дроссели 32 прикроются. Поступление горючей смеси в цилиндры двигателя уменьшится, и поэтому будет ограничиваться максимальное число оборотов коленчатого вала двигателя.
Смазка втулки 3 и валика 10 обеспечивается маслом, имеющимся в фитилях 2 и 12. При снятой крышке 27 проверяют состояние пружины 26 и ее крепление на штифте 25 и рычаге 28. Герметичность корпуса 1 обеспечивается сальником 9 и бумажной прокладкой под крышкой 13.