Рулевое управление служит для изменения направления движения автомобиля путем поворота передних колес.
Оно состоит из рулевого механизма, преобразующего поворот рулевого колеса в угловое перемещение сошки, и рулевого привода.
На всех автомобилях применяется схема рулевого управления поворотом передних колес относительно переднего моста.
- Рулевое управление автомобиля ГАЗ-53-12 - состоит из рулевой колонки, рулевого механизма и привода. Рулевое управление совмещенное, т. е. вал непосредственно соединен с червяком.
- Рулевое управление автомобилей КамАЗ - разделенное, с гидроусилителем и цельной рулевой трапецией. Рулевое управление состоит из рулевого колеса, рулевой колонки, карданной передачи, углового редуктора, рулевого механизма, вала, сошки, пpoдольной рулевой тяги и рулевой трапеции.
Рулевые механизмы автомобиля могут иметь трущиеся пары: червяк и ролик (ГАЗ-66), червяк и сектор (КрАЗ-257), винт с гайкой и рейка с зубчатым сектором (ЗИЛ-131, КрАЗ-255Б, БелАЗ-540).
Рулевой механизм автомобиля ГАЗ-66 имеет глобоидальный червяк и трехгребневый ролик .
Рулевой привод автомобиля связывает сошку рулевого механизма с поворотными цапфами управляемых колес.
Основным элементом рулевого привода является рулевая трапеция, состоящая из балки передней оси, поперечной рулевой тяги и поворотных рычагов.
За счет рулевой трапеции достигается поворот внутреннего управляемого колеса на больший угол, чем внешнего колеса, что необходимо для качения повернутых колес по различным радиусам без скольжения.
Для облегчения управления на автомобилях устанавливают пневматические (КрАЗ-257, КрАЗ-256, КрАЗ-214Б) или гидравлические (ГАЗ-66, ЗИЛ-131, КрАЗ-255Б, БелАЗ-540) усилители.
Пневматический усилитель рулевого управления состоит из силового цилиндра, воздухораспределителя, рычажной системы и воздухопроводов.
Гидравлические усилители компактны и обладают способностью поглощать удары, передаваемые от дороги на рулевое колесо. Они бесшумны в работе, время их срабатывания невелико. Необходимость в надежном уплотнении и тщательном обслуживании является их недостатком. Гидравлический усилитель выполняют отдельно от рулевого мехнизма (ГАЗ-66, КрАЗ-255Б, БелАЗ-540) или объединяют с ним в одном картере (ЗИЛ-131).