Рулевые механизмы могут иметь трущиеся пары: червяк и ролик (ГАЗ-66), червяк и сектор (КрАЗ-257), винт с гайкой и рейка с зубчатым сектором (ЗИЛ-131, КрАЗ-255Б, БелАЗ-540).
Рулевой механизм автомобиля ГАЗ-66 (рис. 84) имеет
глобоидальный червяк 1 и трехгребневый ролик 4
Ролик вращается на двух игольчатых подшипниках; ось 3 ролика запрессована в головку 5 вала 7 сошки, который вращается во втулке и цилиндрическом роликовом подшипнике. |
Рис. 84. Рулевой механизм автомобиля ГАЗ-66: 1 — червяк; 2 — вал червяка; 3—ось ролика; 4 — трехгребневый ролик; 5 — головка вала сошки; 6 — регулировочные грокладки; 7 — вал рулевой сошки; 8 — стопорная шайба: 9 — колпачковая гайка; 10 — регулировочный винт
Рулевое колесо 1 (рис. 85) закреплено на рулевом валу, установленном на двух шариковых подшипниках в рулевой колонке 2. Вращение к валу червяка рулевого механизма передается валом 6 с двумя карданами 5 и 7. Для устранения осевого перемещения рулевого вала между торцом верхней вилки кардана 5 и нижним подшипником установлены регулировочные шайбы. Рулевая колонка 2 шарнирно крепится к кронштейну 4 при помощи рычагов 3 и резиновых втулок. Такая конструкция позволяет откидывать кабину вперед при техническом обслуживании |
Рис. 85. Рулевое управление автомобиля ГАЗ-66: 1 — рулевое колесо; 2—рулевая колонка; 3 — рычаги: 4 — кронштейн; 5 и 7 — карданы; 6 —промежуточный вал; 8 — рулевой механизм; 9—рулевая сошка; 10 — продольная рулевая тяга; 11 — насос гидроусилителя; 12—поперечная рулевая тяга; 13—силовой цилиндр; 14 — картер главной передачи переднего моста
Винт 3 (рис. 86) рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-131 соединяется с рулевым валом также промежуточным валом с двумя карданами.
При вращении винта перемещается шариковая гайка 4, связанная с поршнем-рейкой 1.
Поршень имеет рейку, находящуюся в зацеплении с зубчатым сектором 11, выполненным за одно целое с валом 10 рулевой сошки, поэтому перемещение поршня-рейки 1 вызывает поворот вала сошки. Шариковая гайка 4 крепится к поршню-рейке 1 винтами 9. В нее вставлены два желоба 6, образующие трубку, по которой циркулирующие шарики 5, выкатываясь при повороте винта 3 с одного конца гайки, возвращаются к другому ее концу. Картер рулевого механизма является одновременно цилиндром 2 гидравлического усилителя. На винте 3 установлены два упорных шариковых подшипника, а между ними — золотник 7. |
Рис. 86. Рулевой механизм автомобиля ЗИЛ-131: 1 — поршень-рейка; 2—цилиндр усилителя; 3 — винт; 4 — гайка; 5 — шарики; 6 — желоб; 7 — золотник клапана управления; 8—регулировочная гайка; 9—винт; 10 — вал рулевой сошки; 11 —зубчатый сектор; 12 — регулировочный винт
Рулевой механизм автомобилей МA3-500 и КрАЗ-255Б (рис. 87) состоит из винта 1 и шариковой гайки-рейки 4, находящейся в зацеплении с зубчатым сектором 5, вал которого является одновременно и валом сошки 6.
Винт и гайка-рейка имеют полукруглые канавки, образующие спиральный канал, заполняемый шариками 3.
Вставленные в гайку-рейку штампованные направляющие 2 предотвращают выпадение шариков, образуя замкнутую систему для их перекатывания.
Для регулировки зацепления сектора с гайкой-рейкой служит винт 7.
На автомобилях КрАЗ-257, КрАЗ-256 и КрАЗ-214Б устанавливаются рулевые механизмы с боковым расположением сектора.
Цилиндрический червяк 1 (рис. 88) находится в постоянном зацеплении с сектором 2, представляющим собой часть шестерни со спиральными зубьями.
Рис. 87. Рулевой механизм автомобилей МАЗ-500 и КрАЗ-255Б |
Рис.88. Рулевой механизм автомобилей |
При среднем положении рулевого колеса зазор в зацеплении сектора с червяком устанавливается минимальным.
Для увеличения зазора в крайних положениях сектора его зубья имеют постепенное понижение высоты от середины к краям.
Рулевой механизм с рабочей парой червяк — боковой сектор имеет сравнительно небольшие размеры и вес, поэтому устанавливается на автомобилях большой грузоподъемности.
Недостаток конструкции — низкий к. п. д.