Планирование технического обслуживания автомобиля
Под техническим обслуживанием понимают совокупность уборочно-моечных, справочных, крепежных, смазочных, контрольно-диагностических, pегулировочных и других операций, цель которых — предупредить возникновение неисправностей (повысить надежность) и уменьшить износ деталей (повысить долговечность), а следовательно, обеспечить безотказную работу узлов, агрегатов, механизмов и систем автомобилей в пределах установленных периодичностей.
Работы по техническому обслуживанию являются предупредительными. Их выполняют в определенные сроки по заранее составленному плану-графику в соответствии с установленными перечнями работ обслуживания.
Такая система технического обслуживания автомобилей называется планово-предупредительной.
- Эксплуатация автомобилей
- Методы технического обслуживания
- Диагностика автомобиля
- Техническое обслуживание двигателей
- Техническое обслуживание системы питания двигателей
- Техническое обслуживание системы питания дизелей
- Техническое обслуживание электрооборудования
- Неисправности трансмиссии автомобиля
- Неисправности ходовой части автомобиля
- Неисправности рулевого управления автомобиля
- Неисправности тормозной системы автомобиля
- Техническое обслуживание подъёмного механизма автомобиля самосвала
- Ремонт автомобилей
По периодичности и трудоемкости работ техническое обслуживание автогмобиля подразделяется на ежедневное техническое обслуживание (ЕО), первое техническое обслуживание (ТО-1) и второе техническое обслуживание (ТО-2).
При ежедневном техническом обслуживании проводится общий внешний контроль, направленный на обеспечение безопасности движения, поддержание надлежащего внешнего вида, заправку кшливом, маслом и водой.
Первое и второе технические обслуживания включают контрольные (диагностические), смазочные, крепежные и регулировочные работы.
Дополнительные работы, не входящие в обязательный перечень работ технического обслуживания и в обязанности водителя, выполняются в порядке текущего ремонта.
Ежедневное обслуживание проводят 1 раз в сутки после работы подвижного состава на линии.
Периодичность ТО-1 и ТО-2 зависит от условий эксплуатации (табл. 7).
Таблица 7
Категория |
Типичные группы условия работы автомобилей |
Техническая |
I |
Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементо-бетонyым |
I, II, III |
Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементо-бетонным
и |
I, II, III | |
II |
Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементо-бетонным и
|
I, II, III |
|
Улицы больших городов |
I, II, III |
|
Автомобильные дороги с щебеночным или гравийным покрытием |
IV, V |
|
Автомобильные грунтовые профилированные и лесовозные дороги |
V |
III |
Авгомобильныс дороги с щебеночным или гравийным покрытием в горной местности |
IV, V |
Непрофилированные дороги и стерня |
- | |
Карьеры, котлованы и временные подъездные пути |
- |
Минимальная периодичность технического обслуживания новых моделей автомобилей для первой категории условий эксплуатации приведена в табл. 8.
Во второй категории условий эксплуатации периодичность технического обслуживания составляет 80%, а в третьей категории — 60% от норматива, установленного для первой категории условий эксплуатации.
Техническое обслуживание выполняется в соответствии с планом-графиком, составляемым ежемесячно на каждый автомобиль (прицеп) исходя из нормативной периодичности технического обслуживания, сроков выполнения планируемых ремонтов и суточных пробегов автомобилей.
Техническое обслуживание может выполняться в самих автотранспортных предприятиях и централизованно — в базовом предприятии (автотранспортном комбинате) или на специализированной станции (мастерской), обслуживающей несколько самостоятельных автотранспортных предприятий, находящихся в районе расположения станции (мастерской).
Ежедневное и первое техническое обслуживания выполняются в межсменное время автомобиля. Простой во втором техническом обслуживании не должен превышать одного дня.
Таблица 8
Типы |
Периодичность ТО новых моделей для первой категории условий эксплуатации, км | |
ТО-1 |
ТО-2 | |
Легковые |
3 500 |
14 000 |
Автобусы |
2 600 |
13 000 |
Грузовые |
22 00 |
11 000 |
Контрольные и заправочные операции ежедневного обслуживания выполняет водитель перед выездом и по возвращении в гараж, уборку и мойку автомобилей — уборщики и мойщики.
В работах ТО-1 и ТО-2 участвуют слесари, электрик-карбюраторщик, шиномонтажник и заправщики.
Техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей, эксплуатируемых в отрыве от автотранспортного предприятия (единичные автомобили в командировках, экспедициях, геологических партиях и т. п.), выполняет непосредственно водитель в рабочее время, а при сопровождении группы автомобилей подвижной ремонтной мастерской — рабочие мастерской.