Одним из видов работ технического обслуживания является диагностика, т. е. оценка технического состояния автомобиля без разборки его агрегатов и узлов, выявление скрытых неисправностей, предупреждение внезапных отказов, определение объемов работ и установление пригодности автомобиля к дальнейшей эксплуатации.
Использование совершенных средств диагностики исключит необходимость в преждевременных регулировках и выбраковке агрегатов, узлов и деталей, что сократит вынужденные простои автомобилей, расход запасных частей и денежных средств.
Своевременное выявление скрытых неисправностей предотвратит дорожно-транспортные происшествия, отказы в работе, чрезмерный износ деталей, перерасход топлива и масел.
В средних и крупных автотранспортных предприятиях НИИАТ рекомендует организовывать:
- пост (линию) общей диагностики, на котором оценивается соответствие технического состояния автомобиля требованиям обеспечения безопасности движения. Периодичность общей диагностики равна периодичности ТО-1;
- пост (линию) углубленной диагностики, выполняемой перед ТО-2.
Производственный процесс автотранспортного предприятия по схеме НИИАТа осуществляется следующим образом.
На контрольно-пропускном пункте дежурный механик осмотром проверяет комплектность и внешний вид автомобиля (отсутствие повреждений), а также проверяет заявку водителя.
В зависимости от результатов внешнего осмотра, заявки водителя и плана-графика технического обслуживания автомобиль, пройдя посты (линию) ежедневного обслуживания, направляется на стоянку, на посты (линии) диагностики или в зону текущего ремонта. После общей диагностики автомобиль поступает в зону ТО-1, а после углубленной диагностики — в зону ТО-2 или текущего ремонта. По выполнении технического обслуживания и ремонта автомобили перегоняют на стоянку. Контрольно-диагностический пост для углубленной (поэлементной) диагностики (рис. 117) позволяет определять следующие параметры:
|
Рис.117. Контрольно-диагностический пост для углубленной диагностики грузовых автомобилей: а — на тупиковой осмотровой канаве; б — на проездной осмотровой канаве; 1- ворота; 2 — стенд с беговыми барабанами малого диаметра; 3 — осмотровая канава; 4 — положение автомобиля, когда его ведущие колеса установлены на барабаны стенда; 5 — шкаф для переносных приборов; 6 — передвижной подъемник; 7 — положение автомобиля вне стенда; 8 — вывод отработавших гаюв; 9 — шкаф для одежды; 10 — раковина; 11 — подвод сжатого воздуха; 12 — пульт управления; 13 — поворотные круги; 14 — вентилятор; 15 — верстак; 16 — переходный мостик; 17 — ограждение входа в осмотровую канавку; 18 — площадочный винтовой подъемник