Основными неисправностями тормозной системы являются слабое действие тормозов, неодновременность торможения и заедание тормозов.
Причинами слабого действия тормозов могут быть:
- замасливание фрикционных накладок тормозных колодок (из-за попадания масла или тормозной жидкости);
- неправильная регулировка; попадание воздуха в гидравлический привод (признаком является «пружинистый» ход педали);
- подтекание тормозной жидкости из колесных тормозных цилиндров; недостаток жидкости в главном тормозном цилиндре;
- большой свободный ход педали тормоза;
- отсутствие разрежения в системе гидровакуумного усилителя тормозов;
- нарушение герметичности воздухопроводов, шлангов и приборов пневматического привода тормозов;
- большой износ фрикционных накладок колодок и тормозных барабанов.
Неодновременность затормаживания колес автомобиля наблюдается при неправильной регулировке тормозов, заедании тяг и валиков, засорении шлангов, замасливании фрикционных накладок одного из колес.
Заедание тормозов происходит при поломе стяжных пружин тормозных колодок; срыве накладок колодок; примерзании накладок к тормозному барабану; засорении компенсационного и перепускного отверстий главного тормозного цилиндра; напухания манжет или заклинивании поршней.
Для устранения неисправностей прокачивают гидравлический привод; регулируют тормоза; заменяют прокладки, сальники, диафрагмы, шланги, пружины; промывают фрикционные накладки бензином и зачищают крупнозернистой шкуркой; заменяют манжеты, фрикционные накладки колодок; растачивают тормозные барабаны.
Для проверки герметичности тормозных камер пневматического привода тормозов надо, нажимая на педаль, заполнить камеры воздухом; смочить мыльной эмульсией кромки фланца камеры, места прохода болтов, штока и присоединения трубопровода к камере; по образованию мыльных пузырей обнаружить утечку воздуха.
Если подтяжка креплений не устранит неисправность, заменяют диафрагму тормозной камеры.
Нельзя допускать скопления конденсата в воздушных баллонах. При влажной погоде открывать спускные краны и выпускать конденсат следует ежедневно.
Особенно тщательно надо следить за сливом конденсата из баллонов зимой, так как возможно замерзание его в трубопроводах.
Регулировка тормозов автомобиля. Различают эксплуатационную, или текущую, и полную регулировку тормозов. При эксплуатационной регулировке сначала полностью устраняют зазор между накладками колодок и тормозным барабаном, а затем устанавливают зазор, позволяющий колесу свободно вращаться. Колесные тормозные механизмы регулируют при помощи эксцентриков или червяков.