В процессе эксплуатации автомобилей происходит износ деталей, разрушение поверхностей сопряженных деталей в результате трения или электрохимических и химических процессов (коррозии).
Износ проявляется в изменении первоначальных геометрических размеров или объема и веса деталей.
При износе нарушаются заданные посадки сопряженных деталей, качество их поверхностей и с мазка, изменяются условия и характер работы деталей.
В результате увеличиваются зазоры, предусмотренные конструкцией узла, появляются стуки и биения, вызывающие повышенные нагрузки, прогрессирующий износ и разрушение деталей.
Важнейшими условиями, обеспечивающими высокую надежность и постоянную техническую готовность автомобиля к эксплуатации, являются применение эксплуатационных материалов надлежащего качества, рациональная организация и технология технического обслуживания и ремонта, квалифицированное вождение и др.
Для каждой модели автомобиля необходимо применять топливо, смазочные и другие эксплуатационные материалы, рекомендуемые заводами-изготовителями, своевременно добавлять и заменять масла, смазки и специальные жидкости, регулярно очищать фильтры.
Нарушение этих правил приводит к неисправностям, преждевременным износам и поломкам деталей.
Для современных автомобилей сказанное выше приобретает особо большое значение в связи с наличием таких сложных агрегатов, как V-образные двигатели, гидромеханические и гипоидные передачи, гидравлические усилители рулевого управления и др.
Процесс постепенного и непрерывного изменения эксплуатационных свойств и технического состояния автомобиля зависит от условий эксплуатации, т. е. дорожных и климатических условий, режима эксплуатации и мастерства вождения автомобиля.
Дорожные условия характеризуются типом и состоянием покрытия дороги, величиной и протяженностью уклонов, радиусами закруглений, интенсивностью движения и степенью засоренности воздуха пылью.
Чем лучше состояние дорожного покрытия, чем ровнее профиль дороги, тем экономичнее работа автомобиля и тем меньше износ его деталей.
Ухудшение качества дороги (выбоины, ямы) вызывает снижение срока службы рессор и рамы автомобиля, шкворней и втулок поворотных цапф, подшипников ступиц колес.
Движение на пыльных грунтовых дорогах приводит к повышенным износам деталей цилиндро-поршневой группы двигателя, втулок шкворней и рессор, карданов, шарнирных соединений рулевого привода и других деталей.
Климат оказывает влияние на состояние покрытия дороги и содержание пыли в воздухе, на свойства эксплуатационных материалов, тепловой режим двигателя и других агрегатов автомобиля.
Наблюдается интенсивное изнашивание деталей при пуске холодного двигателя, обусловленное недостаточным поступлением масла к трущимся поверхностям и смывом масла со стенок цилиндров неиспарившимся топливом.
Значительные износы деталей двигателя имеют место также при низких температурах воды в системе охлаждения и масла в картере двигателя.
От режима эксплуатации зависят средняя и максимальная скорости движения автомобиля, длина ездки (рейса), суточный и годовой пробеги автомобиля, загрузка автомобиля, число пусков двигателя за смену, число остановок и троганий автомобиля с места и т. д.
Вследствие изменения характера движения автомобиля, теплового режима, режима смазки, загрузки автомобиля изменяется износ деталей, а следовательно, и техническое состояниеавтомобиля.
Так, при работе автомобиля в городских условиях из-за частых остановок, частых переключений передач и торможений быстро изнашиваются подшипники муфт выключения сцепления, ведомые диски сцепления, шестерни коробок передач, накладки тормозных колодок и тормозные барабаны.
Продолжительная работа с повышенной нагрузкой приводит к преждевременным износам деталей автомобиля и шин, перерасходу топлива и смазочных материалов.
Надежность и долговечность автомобилей, заложенные при их изготовлении, в эксплуатации обеспечиваются правильной организацией и качеством выполнения технического обслуживания.
Несвоевременная и недоброкачественная смазка, регулировка механизмов, проверка состояния деталей, узлов и агрегатов приводят к увеличению расхода топлива, ухудшению динамических и других эксплуатационных свойств автомобиля, повышенным износам.
Рациональная организация технического обслуживания и ремонта улучшает техническое состояние автомобилей, приводит к снижению трудоемкости работ, увеличению межремонтных пробегов и снижению затрат на содержание подвижного состава.
Поддержание автомобиля в технически исправном состоянии во многом зависит от квалификации водителя, его бережного отношения к автомобилю, мастерства вождения.
Постоянное наблюдение водителя за работой двигателя и других агрегатов, правильные приемы вождения, своевременное устранение обнаруженной неисправности предотвращают переход мелких дефектов в существенные неисправности и поломки.
Многие передовые водители нашей страны достигают высоких межремонтных пробегов (500 тыс. км и более до капитального ремонта) и сроков службы автомобилей, значительной экономии средств на ремонт подвижного состава.