Гидроусилитель
Гидравлические усилители компактны и обладают способностью поглощать удары, передаваемые от дороги на рулевое колесо. Они бесшумны в работе, время их срабатывания невелико.
Необходимость в надежном уплотнении и тщательном обслуживании является их недостатком.
Гидравлический усилитель выполняют отдельно от рулевого мехнизма (ГАЗ-66, КрАЗ-255Б, БелАЗ-540) или объединяют с ним в одном картере (ЗИЛ-131).
Гидроусилитель рулевого механизма автомобилей КамАЗ состоит из насоса 4 в сборе с бачком, заливным и сливным фильтрами, перепускным и предохранительным клапанами, радиатора, а также встроенных в рулевой механизм гидроцилиндра с поршнем-рейкой и реверсивного четырехщелевого распределителя с золотником, обратным и предохранительным клапанами и плунжерным следящим механизмом.
Гидроусилитель рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-130 отличается от гидроусилителя автомобилей КамАЗ отсутствием углового редуктора, перепускногои предохранительного клапанов, а также конструкцией корпусов, винта, поршня-рейки, следящего механизма, крепления.
Гидроусилитель автомобиля ГАЗ-66 состоит из насоса гидроусилителя 11 (см. рис. 85), почти полностью унифицированного с насосом гидроусилителя рулевого управления автомобиля ЗИЛ-131; клапана управления, расположенного на продольной рулевой тяге 10; силового цилиндра 13, шарнирно укрепленного на картере 14 главной передачи и связанного штоком поршня с поперечной рулевой тягой 12.
Насос 11 подает масло к клапану управления, золотник которого при помощи шарового пальца соединен с рулевой сошкой 9.
При повороте рулевого колеса происходит смещение золотника клапана управления, вследствие чего масло от насоса поступает в правую или левую полость силового цилиндра 13, который перемещает поперечную рулевую тягу 12, осуществляя поворот колес.
Давление в силовом цилиндре при повороте определяется величиной сопротивления поворот у колес.
К наконечнику 2 (рис. 90, а) продольной рулевой тяги прикреплен корпус 3 клапана управления, внутри которого расположен золотник 1.
Золотник может перемещаться относительно корпуса 3 на 1,5 мм в обе стороны от среднего положения.
Полости А и Г (рис. 90, б) корпуса 3 соединены с силовым цилиндром, полость Б — с насосом, полость В — с бачком.
При нейтральном положении золотника (рулевое колесо неподвижно) масло от насоса поступает в полость Б, затем через зазоры между золотником 1 и корпусом в полости А и Г, и, наконец, в полость В, откуда возвращается в бачок насоса. При этом давление в полостях А и Г корпуса клапана и в обеих полостях силового цилиндра одинаково. При повороте рулевого колеса вправо или влево золотник клапана управления перемещается в пределах 1,5 мм в ту или другую сторону от среднего положения. При этом нагнетательная и сливная магистрали разобщаются, а масло из клапана управления (см. рис. 90, в и г) под давлением поступает в одну из полостей силового цилиндра. Из другой полости силового цилиндра масло выжимается через клапан управления в сливную магистраль. |
Рис. 90. Клапан управления гидроусилителя рулевого управления автомобиля ГАЗ-66: а — клапан управления; б—г — схемы работы золотникового устройства; б—нейтральное положение; в — поворот налево; г — поворот направо
При движении автомобиля по плохой дороге усилие на рулевом колесе возрастает с увеличением угла поворота управляемых колес («чувство дороги»).
Это обеспечивается наличием отверстий 4 в золотнике: чем круче поворот колес, тем больше давление в полостях Д или Е, тем труднее удержать золотник в смещенном положении.