Рулевое управление автомобиля ГАЗ-53-12 состоит из рулевой колонки, рулевого механизма и привода. Рулевое управление совмещенное, т. е. вал 20 (рис. 121, а) непосредственно соединен с червяком 12.
Рулевой механизм состоит из глобоидального червяка 12 и трех-гребневого ролика 13. Картер 2 рулевого механизма закреплен на левой продольной балке рамы болтами.
Червяк 12, напрессованный на пустотелый рулевой вал 20, установлен в картере на двух конических роликовых подшипниках 6 и 15. Наружные обоймы подшипников запрессованы в расточках картера и удерживаются крышками 7 и 16. Под крышку 7 установлено несколько, прокладок 11 для регулировки подшипников червяка. Выходы валов червяка и сошки уплотнены сальниками 10 и 18.
Трехгребневой ролик 13 посажен на ось с помощью двух шарико-подшипников. Ось ролика установлена в щеках головки вала 3 сошки и концы оси расклепаны. Между торцами ролика и щеками размещены упорные шайбы. Вал 3 поворачивается в двух подшипниках: бронзовой втулке 5 и роликовом подшипнике 23. На мелкие конические шлицы вала посажена сошка 1.
Правильность установки сошки обеспечивается четырьмя сдвоенными шлицами. Зазор в зацеплении червяк — ролик регулируют с помощью винта 26, ввернутого в боковую крышку 22 картера. Винт фиксируется стопорной шайбой 24, штифтом и гайкой 25.
Рулевой привод имеет заднее расположение цельной трапеции. Его продольная тяга шарнирно соединена задним концом с рулевой сошкой 1, а передним концом через рычаг левого поворотного кулака — с рулевой трапецией. Рычаги рулевой трапеции жестко соединены с правым и левым поворотными кулаками, а между собой — шарнирно через поперечную тягу.
Продольная и поперечная тяги с помощью шарнирных устройств соединены с рычагами. К трубе 7 (рис. 121,б) продольной тяги приварены наконечники 6, в которые установлены сменные вкладыши 14, сухарь 13 и полусферический палец 12, опирающийся на пяту 2. Пята поджата к пальцу конической пружиной 3, которая упирается в крышку 4, закрепляемую стопорным кольцом 5. На палец шарнира с небольшим натягом надет резиновый колпак 10, закрепленный обоймой 9 на наконечнике. Пружинное стальное кольцо 11 обеспечивает уплотнение колпака. Смазывают шарнир через масленку 1.
С поперечной рулевой тягой правой и левой резьбой соединены наконечники 15. Продольные разрезы в трубе 17 этой тяги стянуты хомутами 16.
Рис. 121. Рулевой механизм и шарнирные устройства автомобиля ГАЗ-53-12: а - рулевой механизм: 1 - рулевая сошка; 2 - картер; 3 - вал сошки; 4, 10 и 18 - сальники втулка; 6 и 15 - подшипники червяка; 7 - нижняя крышка картера; 8 и 19 - пружины сальника; 9 - трубка электропровода; 11 - регулировочные прокладки; 12 - глобоидальный червяк; 13 - трехгребневой ролик; 14 - пробка маслозаливного отверстия, 16 - верхняя крышка картера; 17 - стяжной хомут; 20 - рулевой вал; 21 - колонка руля; 22 - боковая крышка 11-подшипник вала сошки; 24 - стопорная шайба; 25 - контргайка; 26 - регулировочный винт; б - шарнирные устройства: 1 - масленка; 2 - пята; 3 - коническая пружина; 4 - крышка; 5-стопорное кольцо; 6 и 15 - наконечники; 7 - труба продольной тяги; 8 - резиновое кольцо; 9-обойма; 10- резиновый колпак; 11 - кольцо; 12- палец; 13-сухарь; 14 - сменный вкладыш; 16 - хомут; 17 - труба поперечной тяги. |