Рулевой привод связывает сошку рулевого механизма с поворотными цапфами управляемых колес.
Основным элементом рулевого привода является рулевая трапеция, состоящая из балки передней оси, поперечной рулевой тяги и поворотных рычагов.
За счет рулевой трапеции достигается поворот внутреннего управляемого колеса на больший угол, чем внешнего колеса, что необходимо для качения повернутых колес по различным радиусам без скольжения.
Для облегчения управления на автомобилях устанавливают пневматические (КрАЗ-257, КрАЗ-256, КрАЗ-214Б) или гидравлические (ГАЗ-66, ЗИЛ-131, КрАЗ-255Б, БелАЗ-540) усилители.
Пневматический усилитель рулевого управления (рис. 89) состоит из силового цилиндра 1, воздухораспределителя 8, рычажной системы и воздухопроводов.
Рычаг 5 рулевого управления соединен с левой продольной рулевой тягой 6, а шток силового цилиндра 1 — с правой продольной рулевой тягой 3 через двуплечий рычаг 2.
Включают усилитель краником, расположенным в нижней части переднего щитка кабины, в тяжелых дорожных условиях и при маневрировании автомобиля.
Между рычагами 4 и 5 в верхней их части установлена пружина 10, сжатая до определенной нагрузки. Пружина вставлена в стакан, приваренный к ведущему рычагу (рулевой сошке) 4, а шток 11 пружины соединен с верхним концом рычага 5. Рычаг 4 наглухо закреплен на валу рулевого механизма гайкой, а рычаг 5— шарнирно на пальце 13 и верхним концом свободно на гайке рычага 4 с зазором 5 мм. На рычаг 5 надет хомут 12, соединенный с тягой 7 привода воздухораспределителя. При повороте рулевого колеса и небольшом сопротивлении повороту передних колес автомобиля рычаги 4 и 5 поворачиваются как одно целое (пружина 10 не деформируется) и пневматический усилитель не работает. Передние колеса поворачиваются непосредственно, от ведущего рычага (рулевой сошки) через продольные и поперечную рулевые тяги. Когда усилие, приложенное к ободу рулевого колеса, превысит 10—11 кг, пружина 10 деформируется, рычаг 5, поворачиваясь на пальце 13, смещается относительно рычага 4 на величину указанного выше зазора (5 мм) и перемещает хомут 12, а следовательно, тягу 7, воздействуя на коромысло 14. |
Рис. 89. Пневматический усилитель: 1— силовой цилиндр; 3 —промежуточный рычаг; 3 и 6 — продольные рулевые тяги; 4 — ведущий рычаг 5 — рычаг рулевого управления; 7 — тяга привода воздухораспределителя; 8 — воздухораспределитель; 9— цилиндры воздухораспределителя; 10 — пружина рычажной системы; 11 — шток; 12 — хомут; 13 —палец ведущего рычага; 14 — коромысло воздухораспределителя; 15 — установочный болт; 16 — регулировочный винт; 17—контргайка
Воздухораспределитель направляет сжатый воздух из системы пневматического привода тормозов в одну из полостей силового цилиндра 1.
Давление воздуха вызывает перемещение поршня силового цилиндра и на рулевой привод через рычаг 2 и тягу 3 передается дополнительное усилие.
Гидравлические усилители компактны и обладают способностью поглощать удары, передаваемые от дороги на рулевое колесо. Они бесшумны в работе, время их срабатывания невелико. Необходимость в надежном уплотнении и тщательном обслуживании является их недостатком. Гидравлический усилитель выполняют отдельно от рулевого мехнизма (ГАЗ-66, КрАЗ-255Б, БелАЗ-540) или объединяют с ним в одном картере (ЗИЛ-131).
Гидроусилитель автомобиля ГАЗ-66 состоит из насоса 11 (см. рис. 85), почти полностью унифицированного с насосом гидроусилителя рулевого управления автомобиля ЗИЛ-131; клапана управления, расположенного на продольной рулевой тяге 10; силового цилиндра 13, шарнирно укрепленного на картере 14 главной передачи и связанного штоком поршня с поперечной рулевой тягой 12.