На рис. 23 показан топливный насос Б-10 для двигателя автомобиля ЗИЛ-131.
При нажатии эксцентрика распределительного вала через штангу 17 на наружный конец рычага 1, качающегося на оси 16, диафрагма 13 насоса оттягивается вниз. Впускные клапаны 9 под действием разрежения, создавшегося над диафрагмой, открываются, b топливо из бака, пройдя сетчатый фильтр 11, заполняет полость над диафрагмой. Выпускные клапаны 12 в это время будут закрыты. При дальнейшем повороте эксцентрика пружина 15 возвращает рычаг 1 в исходное положение, одновременно диафрагма прогибается вверх силой давления пружины 6. Давлением топлива, поступившего в полость над диафрагмой, закрываются впускные клапаны 9, открываются выпускные клапаны 12 и топливо выталкивается в поплавковую камеру карбюратора. |
Рис.23. Топливный насос Б-10: 1 — рычаг привода; 2 — рычаг ручной подкачки; 3 — шток; 4 — уплотннтельная шайба; 5 — сетчатый воздушный фильтр; 6 — пружина диафрагмы; 7— корпус насоса: 8 — корпус клапанов; 9 — впускные клапаны; 10 — уплотнительная прокладка; 11 — сетчатый топливный фильтр; 12 — выпускные клапаны; 13 — диафрагма; 14 — валик рычага ручной подкачки; 15— пружина рычага ; 16 — ось рычага привода; 17 — штанга
При заполнении топливом поплавковой камеры карбюратора диафрагма остается в нижнем положении, а рычаг 1 перемещается по штоку 3 вхолостую и топливо к карбютору не поступает.
Рычаг 2 служит для ручного привода диафрагмы насоса при первоначальном заполнении поплавковой камеры. Перемещая рычаг 2 при ручной подкачке, приводят в действие диафрагму насоса через валик 14 и рычаг 1.
Максимальное избыточное давление, создаваемое насосом при нулевой подаче топлива, достигает 0,3 кГ/см2 (225 мм рт. ст.). Производительность насосов Б-10 и Б-10Б равна 180 л/ч.
Для увеличения долговечности работы диафрагма 13 выполнена из одного диска прорезиненной ткани. Уплотнительная резиновая шайба 4 предохраняет диафрагму от разрушения отработавшими газами двигателя. Впускные и выпускные клапаны выполнены из бензо-, маслостойкой резины.
Сетчатый фильтр 11 залит в пластмассовом каркасе и прикрывает все три впускных клапана. Для осмотра сетчатого фильтра и клапанов достаточно снять крышку корпуса 8 и прокладку 10. Воздух во внутреннюю полость корпуса 7 поступает через фильтр 5.
На двигателе ЗМЗ-66 установлен топливный насос Б-9 производительностью 140 л/ч. Насос имеет два впускных и один выпускной клапаны.