Карбюратор К-88А (рис. 21), устанавливаемый на двигателях ЗИЛ-131, двухкамерный с балансированной поплавковой камерой.
Главная дозирующая система этого карбюратора работает по принципу пневматического торможения топлива в сочетании с работой системы холостого хода.
Обе смесительные камеры действуют одинаково на всех режимах работы двигателя.
Каждая камера обеспечивает приготовление смеси только для четырех цилиндров двигателя, что улучшает наполнение цилиндров горючей смесью.
Поплавковая камера, входной патрубок с воздушной заслонкой, экономайзер и насос-ускоритель являются общими для обеих камер карбюратора.
Рис. 21. Схема карбюратора К-88А: 1 — главный жиклер; 2 — поплавок; 3 — пружина; 4 — игольчатый клапан; 5 — сетчатый фильтр: 8 — балансировочный канал; 7 — блок жиклеров системы холостого хода; 8 — воздушный жиклер главной дозирующей системы; 9 — распылитель главной дозирующей системы; 10 — диффузоры; 11 — нагнетательный клапан; 12—распылитель насоса-ускорители; 13— полый винт; 14—отверстие распылителя; 15—отверстие в воздушной заслонке; 16 — воздушная заслонка; 17 — предохранительный клапан; 18 — регулировочная гайка; 19 — шариковый клапан экономайзера; 20— толкатель клапана экономайзера; 21 — шток для открытия клапана экономайзера; 22 — планка; 23 — шток поршня насоса-ускорителя; 24 — тяга; 25 — поршень насоса-ускорителя; 26 — впускной клапан; 27 — соединительное звено; 28 — рычаг дросселя; 29 — жиклер полной мощности; 30— дроссели; 31 — винты регулировки качества смеси; 32 — регулируемое отверстие системы холостого хода; 33— нерегулируемые отверстия системы холостого хода
В крышке карбюратора установлен фильтр 5. Поплавковая камера балансирована каналом 6. Рычаг поплавка 2 нагружен пружиной 3, что предотвращает повышение уровня топлива в поплавковой камере при движении автомобиля по неровной дороге.
В каждой камере имеются самостоятельные главное дозирующее устройство и система холостого хода.
Насос-ускоритель имеет два распылителя, по одному для каждой камеры. Дроссели обеих камер жестко закреплены на одной оси.
Карбюраторы К-88А имеют диафрагменный исполнительный механизм, являющийся частью пневматического центробежного ограничителя максимального числа оборотов коленчатого вала двигателя.
Принцип работы карбюратора
При пуске и прогреве холодного двигателя закрывают воздушную заслонку 16, одновременно при помощи рычагов и тяг, соединяющих заслонку с валиком дросселей, немного открываются дроссели 30, что облегчает пуск двигателя.
В смесительных камерах создается большое разрежение, в результате чего в обе камеры будет подаваться большое количество топлива из кольцевых щелей малых диффузоров и эмульсии из отверстий 32 и 33 системы холостого хода. Таким образом образуется богатая смесь.
В случае несвоевременного открытия воздушной заслонки после первых вспышек рабочей смеси в цилиндрах двигателя воздух, поступающий через предохранительный клапан 17 и отверстие 15 в воздушной заслонке, предотвратит чрезмерное переобогащение смеси.
На малых оборотах холостого хода двигателя дроссели немного открыты, поэтому скорость воздуха и разрежение в диффузорах 10 незначительны и топливо не будет вытекать из кольцевых щелей малых диффузоров.
За дросселями же создается большое разрежение, которое передается через отверстия 32 в эмульсионные каналы, а из них к жиклерам 7 холостого хода.
При этом топливо из поплавковой камеры поступает через главные жиклеры 1 в распылители 9, а из них к топливным (боковым) жиклерам 7 холостого хода.
Воздух, поступающий через воздушные жиклеры 7 холостого хода (верхние отверстия), перемешивается с топливом, полученная эмульсия движется по эмульсионным каналам и через регулируемые отверстия 32 выходит в задроссельное пространство обеих смесительных камер.
При прикрытых дросселях через отверстия 33 будет подсасываться воздух в эмульсионные каналы системы холостого хода, что улучшит эмульсирование топлива.
По мере открытия дросселей будет возрастать разрежение у отверстий 33 и из них также будет поступать эмульсия, что обеспечит плавный переход работы двигателя с малых оборотов к работе пол нагрузкой.
На малых и средних нагрузках двигателя. С увеличением открытия дросселей система холостого хода плавно уменьшает подачу эмульсии, но в это время возрастает скорость воздуха, а следовательно, и разрежение в диффузорах, и тогда вступает в работу главная дозирующая система.
Топливо из поплавковой камеры поступает через главный жиклер 1, а затем через жиклер 29 полной мощности, по пути смешиваясь с воздухом, поступающим через воздушный жиклер 8, и в виде эмульсии выходит через кольцевую щель малого диффузора.
Воздух, поступающий в распылители 9 через воздушные жиклеры 8 и через воздушные жиклеры 7 холостого хода, замедляет повышение разрежения у главного жиклера 1 и жиклера 29 полной мощности, поэтому тормозится вытекание топлива из главного жиклера, и горючая смесь будет обедняться до необходимого состава.
Таким образом происходит компенсация состава смеси.
С увеличением разрежения в диффузорах возрастает приток воздуха в распылители 9 через воздушные жиклеры 7 и 8, что вызывает большое торможение топлива.
При полной нагрузке двигателя, т. е. при полном открытии дросселей, обогащение смеси до мощностного состава обеспечивается работой экономайзера.
Как только дроссели будут открыты с просветом от стенок смесительных камер на 9 мм, шток 21 нажмет на толкатель 20 и откроет шариковый клапан 19 экономайзера.
Открытие клапана увеличит приток топлива к жиклерам 29 полной мощности, смесь обогатится до мощностного составa, и двигатель разовьет полную мощность.
При резком открытии дросселей кратковременное обогащение смеси, необходимое для быстрого разгона автомобиля, обеспечивается работой насоса-ускорителя.
Резкое открытие дросселей сопровождается быстрым перемещением вниз рычага 28, звена 27 и тяги 24, а вместе с ней планки 22, которая через пружину быстро опускает шток 23 с поршнем 25.
Поршень давит на топливо и впускной клапан 26 закрывается, а нагнетательный клапан 11 открывается. Топливо под давлением проходит через отверстие полого винта 13, а затем в виде тонких струй впрыскивается из распылителя 12 насоса-ускорителя через отверстия 14 в смесительные камеры.
Нагнетательный клапан 11 предотвращает поступление воздуха в колодец насоса-ускорителя при быстром подъеме поршня 25 насоса, а также подсос топлива из колодца насоса-ускорителя в смесительные камеры на больших оборотах при постоянном положении дросселей.
Передача усилия от планки 22 на поршень 25 насоса-ускорителя через пружину необходима для затяжного впрыска топлива и предохранения деталей привода от возможных поломок при резком открытии дросселей.