Свойства дизельного топлива
Дизельное топливо должно обеспечить легкий пуск двигателя, для чего в нем должно содержаться необходимое количество легких фракций.
В применяемых топливах 50% выкипает при температуре 225— 290°С.
При большом количестве легких фракций ускоряется сгорание в цилиндрах, что вызывает стуки двигателя и снижение его мощности.
Большое количество тяжелых фракций в топливе ухудшает его распыление и последующее испарение в цилиндрах, что приводит к снижению мощности двигателя, увеличению расходов топлива, дымности отработавших газов, ускоренному износу двигателя, закоксовыванию отверстий форсунок.
Кроме того, затруняется пуск холодного двигателя. Топливо должно обладать хорошей воспламеняемостью и большим цетановым числом.
Периодом запаздывания воспламенения топлива, на которое влияет цетановое число, называется промежуток времени от начала впрыска до момента воспламенения топлива.
В течение этого времени топливо испаряется, перемешивается с воздухом и подогревается до температуры самовоспламенения.
При малом цетановом числе топливо имеет большой период запаздывания воспламенения, и поэтому до момента воспламенения его будет больше подано в цилиндр дизеля.
В результате в цилиндре будет одновременно сгорать большое количество топлива, что вызывает резкое возрастание давления газов, а следовательно, и более жесткую работу дизеля.
При применении топлива с большим цетановым числом, имеющего меньший период запаздывания воспламенения, дизель будет работать мягче.
Дизельное топливо должно обладать низкой температурой застывания. Чем ниже температура застывания, тем лучше прокачиваемость и фильтрация топлива в холодное время и легче пуск холодного двигателя.
Дизельное топливо должно обладать также необходимой вязкостью. При большей вязкости затрудняется фильтрация и прокачиваемость топлива, а также его распыление в цилиндре, что затрудняет пуск холодного двигателя.
При меньшей вязкости ухудшается смазка деталей топливных приборов и увеличивается их износ, а также увеличивается утечка топлива в зазорах сопряженных деталей приборов.
Дизельное топливо не должно содержать механических примесей, воды, водорастворимых кислот и щелочей; ограничивается содержание серы.
Наличие этих примесей ускоряет коррозию и износ приборов системы питания и двигателя. Механические примеси в топливе вызывают большой износ плунжерных пар насоса высокого давления и даже заедание плунжеров, а также неплотное закрытие клапанов топливоподкачивающего насоса и насоса высокого давления, закоксовывание отверстий форсунок, засоренне фильтров и другие неисправности.
Вода вызывает коррозию деталей приборов, а в зимнее время — образование пробок льда в топливопроводах и фильтрах.
Топливные баки автомобиля заполняют топливом, отстоявшимся в течение 5—10 суток.
При наружной температуре воздуха выше 0°С следует применим, летнее дизельное топливо (марки ДЛ), при температуре от 0 до минус 30°С — зимнее (марки ДЗ), при температуре ниже минус 30°С — арктическое (марки ДА).
Цетановое число топлив ДА и ДЗ равно 40, а топлива ДЛ —45. 50 % топлива ДА выкипает при 225, топлива ДЗ — при 275 и топлива — при 290°С.
Кинематическая вязкость топлива ДА равна 2,5—4, топлива ДЗ — 3,5—6, а топлива ДЛ — 3,5—8 ест.
Температура застывания топлива ДА не более минус 60, топлива ДЗ — не более минус 45, а топлива ДА — не более минус 10°С.