Для автомобильных двигателей применяют блоки, состоящие из 4, 6 и 8 цилиндров, реже — из 12 (ЯМЗ-240). Расположение цилиндров может быть однорядным или двухрядным (V-образным).
В целях унификации деталей и использования оборудования для производства шести- и восьмицилиндровых V-образных двигателей угол между двумя рядами цилиндров обычно выбирают 90°. Однако шестицилиндровым двигателям при таком угле присущи недостатки — неравномерное чередование рабочих ходов в отдельных цилиндрах и неуравновешенность момента сил инерции второго порядка. У двенадцатицилиндровых двигателей ЯМЗ-240 (БелАЗ-540А) угол между двумя рядами цилиндров составляет 75°. Блок цилиндров 2 (рис. 5) отливают вместе с верхней частью картера двигателя из чугуна (ЗИЛ-131), легированного чугуна (ЯМЗ) или из алюминиевого сплава (ЗМЗ-66). Рис.5. Поперечный разрез V-образного восьмицилиндрового карбюраторного двигателя ЗИЛ-131: 1 - масляный насос; 2 - блок цилиндров; 3 - гильза; 4 - износостойкая вставка; 5 - головка цилиндров; 6 - крышка головки цилиндров; 7 - коромысло; 8 - штанга; 9 - карбюратор; 10 - прерыватель-распределитель; 11-указатель уровня масла; 12 - свеча зажигания; 13 - толкатель; 14 - стартер; 15 - поддон картера; 16 - маслоприемник |
Плоскость разъема картера двигателя обычно располагают ниже оси коленчатого вала, что повышает жесткость картера.
Для повышения износостойкости стенок цилиндров и упрощения ремонта и сборки двигателя в блоки цилиндров запрессовывают вставные сменные гильзы 3 из кислотостойкого чугуна.
Уменьшение износа верхней части гильз достигается установкой в них коротких износостойких вставок 4 (у двигателей ЗМЗ длина вставки 50 мм, толщина стенки 2 мм).
В передней крышке блока цилиндров двигателя ЯМЗ-240 установлен механизм отбора мощности, предназначенный для привода вентилятора, компрессора и насосов гидроусилителя.
Головки цилиндров 5 делают съемными и отливают из чугуна или алюминиевого сплава. Последний уменьшает вес и улучшает отвод теплоты. Дизели ЯМЗ имеют чугунные головки цилиндров.
В головку цилиндров запрессованы металлокерамические направляющие втулки клапанов и чугунные седла выпускных клапанов.
Сталеасбестовая прокладка головки цилиндров (толщиной 1,4 мм) имеет окантовку из стального листа для цилиндровых отверстий и медную окантовку отверстий для прохода воды.
Между головкой цилиндров и крышкой коромысел устанавливают профилированную резиновую прокладку.
Дизель ЯМЗ-240 имеет четыре головки цилиндров, каждая на три цилиндра.