Стартеры СТ2, устанавливаемые на автомобиле ЗИЛ-131 и стартеры СТ130-Б — на автомобиле ГАЗ-66, — четырёхполюсные, напряжением 12 в, мощностью 1,4—1,5 л. с., с принудительным электромагнитным включением шестерни привода и дистанционным управлением.
Стартеры имеют аналогичные электрические схемы и устройство.
Стартер СТ2 — герметизированный (рис.
42).
Обмотка возбуждения 15 разделена на две параллельные ветви. Вал якоря 9 вращается в трех скользящих подшипниках. Каждая щетка 14 прилегает к коллектору 11 с силой 1200—1500 Г. Герметизация корпуса 7 и тягового реле 20 обеспечивается резиновыми кольцами 10, 16 и 17 (рис. 42, а), а место крепления передней крышки 24 с картером маховика — резиновым кольцом 26. Резиновые кольца 10 поджимаются колпаком 13 к корпусу 7, предотвращая попадание воды через крышку 12 и болты 8 внутрь корпуса. Тяговое реле служит для введения шестерни 2 стартера в зацепление с зубчатым венцом маховика и включения рабочего тока в цепь стартера. Втягивающая 29 и удерживающая 28 обмотки (рис. 42, б) намотаны на латунной втулке 30 и защищены магнитопроводом 27. При прохождении тока магнитные потоки обеих обмоток обеспечивают втягивание якорька 21, который перемещает контактный диск 19 в сторону главных зажимов; одновременно при перемещении рычага привода происходит зацепление шестерни стартера с зубчатым венцом маховика. |
Рис. 42. Стартер СТ2: а — общий вид; б — схема стартера; 1 — упорное кольцо; 2— шестерня; 3—муфта свободного хода; 4 — буферная пружина; 5 —поводковая муфта; 6 — пружина; 7 — корпус: 8 — стяжной болт; 9—якорь; 10, 16, 17 и 26 — резиновые кольца; 11 — коллектор; 12 и 24 — крышки; 13 — защитный кол пак: 14— щетка; 15 — обмотка возбуждения; 18 — зажим тягоного реле; 19 — контактный диск; 20 — тяговое реле; 21—якорек тягового реле; 22 — возвратная пружина; 23— регулировочный винт; 25 — рычаг; 27 — магнитонровод; 28 — удерживающая обмотка; 29— втягивающая обмотка; 30 — латунная втулка; 31 — пружина; 32 — якорек; 33 — контакты; 34 — ярмо; 35 — обмотка; К, Б, С — зажимы реле включения; ВЗ — включатель зажигания; КЗ — зажим тягового реле; BБ — выключатель батареи
Реле включения
Реле включения служит для включения электрической цепи обмоток тягового реле при пуске двигателя и автоматического выключения стартера после пуска двигателя в том случае, когда водитель несвоевременно поворачивает ключ включателя зажигания из второго в первое правое положение.
При установке ключа включателя зажигания во второе правое положение ток в цепи обмотки реле включения проходит по следующему пути: положительный зажим батареи — зажим тягового реле—включатель зажигания ВЗ — обмотка 35 реле включения — зажим Я реле-регулятора — зажим Я генератора — обмотка якоря генератора — масса — выключатель батареи ВБ — отрицательный зажим батареи.
Ток обмотки реле включения намагничивает сердечник, якорек 32 притягивается к нему и замыкает контакты 33, после чего включается цепь обмоток тягового реле.
От положительного зажима батареи ток протекает на зажим тягового реле — зажим Б реле включения — ярмо 34 — якорек 32 — контакты 33 — зажимС реле включения — зажим тягового реле, а затем разветвляется на две параллельные ветви:
- удерживающая обмотка 28 — масса;
- втягивающая обмотка 29 — обмотка возбуждения стартера— изолированные щетки — коллектор — обмотка якоря — коллектор — массовые щетки стартера — масса. Затем ток возвращается через выключатель батареи на отрицательный зажим батареи..
При прохождении тока по обмоткам тягового реле якорек 21 втягивается внутрь магнитопровода и при помощи рычага 25 (см. рис. 42, а) вводит шестерню 2 стартера в зацепление с зубчатым венцом маховика.
При этом контактный диск 19 замыкает цепь стартера и аккумуляторной батареи, включая рабочий ток; одновременно диск 19 закорачивает втягивающую обмотку 29 (см. рис. 42, б) тягового реле и через зажим КЗ— добавочное сопротивление катушки зажигания.
При замыкании диском 19 основных зажимов тягового реле прекращается движение тока во втягивающей обмотке 29, и якорек во втянутом положении будет удерживаться только одной обмоткой 28.
После того, как двигатель пущен, водитель поворачивает ключ включателя зажигания из второго в первое положение.
Цепь тока, проходящего через обмотку реле включения, прерывается и пружина 31 размыкает контакты реле, прерывая цепь удерживающей 28 и втягивающей 29 обмоток тягового реле.
В этот момент втягивание якорька 21 прекращается и под действием возвратной пружины 22 шестерня стартера выходит из зацепления с зубчатым венцом маховика, а контактный диск 19 выключает рабочую цепь стартера.
Если после пуска двигателя ключ включателя зажигания не переводить в первое правое положение, то стартер отключится автоматически.
Так как напряжение генератора направлено встречно напряжению батареи и уменьшает силу тока в цепи обмотки реле включения, то намагничивание сердечника уменьшается и пружина якорька размыкает контакты реле.
При этом выключается цепь обмоток тягового реле, пружина 22 возвращает якорек 21 и все детали привода стартера в первоначальное положение.
Червячная нарезка на валу якоря 9 (см. рис. 42, а) при включении стартера обеспечивает не только поступательное перемещение, но и вращательное движение втулки привода и, следовательно, шестерни 2, что облегчает зацепление шестерни стартера с зубчатым венцом маховика.
При полном включении шестерни 2 между ней и упорным кольцом 1 будет просвет 2—4 мм.
Если при включении стартера торец зуба шестерни 2 упрется в торец зуба венчика маховика, то якорек 21 тягового реле, продолжая втягиваться внутрь магнитопровода, через рычаг 25 сожмет буферную пружину 4.
В то же время контактный диск 19 замкнет главные зажимы 18 тягового реле, включая рабочий ток в цепи стартера.
Якорь стартера, а вместе с ним шестерня 2 повернутся и сжатая пружина 4 быстро введет шестерню 2 стартера в зацепление с зубчатым венном маховика.
В случае заклинивания шестерни стартера в венце маховика в момент выключения стартера пружина 6 позволяет отвести контактный диск 19 тягового реле от главных зажимов 18, что предотвращает бесцельный разряд батареи через стартер.
В это время усилием возвратной пружины 22 якорек 21 отводит контактный диск 19 от зажимов 18; при этом рычаг 25, перемещая левую половину разрезной поводковой муфты 5, сжимает пружину 6.
Муфта 3 свободного хода предупреждает передачу вращения от маховика на якорь стартера после пуска двигателя, что предотвращает разнос якоря.
Устройство и действие муфты аналогично муфтам стартеров СТ130, СТ113 и др.
Винтом 23 регулируют момент замыкания контактного диска 19 с зажимами 18 тягового реле при зазоре 2—4 мм между торцом шестерни привода и упорным кольцом 1.