Автомобильный портал
Тормозная аппаратура, энергоаккумуляторы. Характеристики автомобилей КАМАЗ, каталоги запчастей к автомобилям КАМАЗ, руководства по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию. Катлог сайтов и предприятий


 

Основные детали коробок передач

Для бесшумного и безударного переключения передач, повышения надежности и увеличения срока службы в коробках передач применяют зубчатые колеса постоянного зацепления. Например, зубчатые колеса 2—15, 4—13, 5—12 (см. рис. 86, б) в коробке передач автомобиля ГАЗ-53-12; 1—26, 2—24, 3—23, 5—22 (рис. 86, г); все зубчатые колеса в коробке передач автомобиля КамАЗ (см. рис. 87). При этом одно зубчатое колесо жестко связано с валом, а другое вращается свободно.

 

Рис. 86. Кинематические схемы коробок передач: а — простейшая двухвальная коробка передач; б — коробка передач автомобиля ГАЗ-53-12: 1 — первичный вал; 2 — зубчатый венец первичного вала; 3 — муфта синхронизатора; 4 — зубчатый венец третьей передачи; 5 — зубчатый венец второй передачи; 6 — зубчатое колесо первой передачи; 7 — вторичный вал; 8, 12, 13 и 15—зубчатые колеса промежуточного вала; 9 и 11 — зубчатые венцы блока передачи заднего хода; 10 — ось; 14 — промежуточный вал; в — коробка передач трактора ДТ-75МВ: 1 — первичный вал; 2, 3 и 20 — зубчатые колеса постоянного зацепления; 4 и 14 — промежуточные валы; 5 и 6 — зубчатые венцы третьей и четвертой передач; 7, 11, 12, 16 и 19 — зубчатые колеса вторичного вала; 8—зубчатое колесо заднего хода; 9 и 10—зубчатые венцы первой и второй передач; 13—вторичный вал; 15—зубчатое колесо седьмой передачи; 17 и 18—зубчатые венцы шестой и пятой передач; г — коробка передач трактора Т- 150К: КП — основной редуктор; X — хо-доуменьшитель; Р — раздаточная коробка; 1, 2, 3 и 5 — ведущие шестерни первичного вала; 4 — первичный вал; 6 — зубчатое колесо заднего хода; 7 — вал; 8 — зубчатое колесо; 9, 18, 19 и 21 — зубчатые колеса ходоуменьшителя; 10, 11, 14 и 17 — зубчатые колеса раздаточной коробки; 12 и 13 — валы раздаточной коробки; 15 и 16 — вал и зубчатое колесо привода переднего ведущего моста; 20— вал ходоуменьшителя; 22, 23, 24 и 26 — зубчатые колеса вторичного вала; 25— гидроподжимная муфта; 27 — вторичный вал.

При переключении передачи свободно вращаемое зубчатое колесо необходимо жестко соединить с валом. Для этого используют зубчатые муфты, синхронизаторы, гидроподжимные муфты.

Зубчатые муфты с синхронизаторами (синхронизаторы) широко применяют в коробках передач автомобилей, в которых переключение передач происходит при движении накатом. Как правило, синхронизаторами оснащают зубчатые колеса передач, переключаемых наиболее часто. Зубчатые колеса первой передачи и заднего хода синхронизаторов не имеют.

На автомобиле ГАЗ-53-12 синхронизаторы установлены для включения третьей и четвертой передач, на автомобилях ЗИЛ-130, КамАЗ — второй, третьей, четвертой и пятой передач.

Синхронизаторы предназначены для выравнивания угловых скоростей зубчатого колеса включаемой передачи и вторичного вала, что обеспечивает безударное и бесшумное введение шлицев зубчатой муфты в шлицевой венец зубчатого колеса.

 

Синхронизатор коробки передач автомобиля ГАЗ-53-12 устроен следующим образом. На шлицах вторичного вала неподвижно закреплена ступица 8 (рис. 88, а, б) синхронизатора, имеющая также и наружные шлицы, между которыми прорезаны три равномерно расположенных по окружности паза 9. Внутри пазов помещаются штампованные сухари 7 с выступом посредине. На наружные шлицы ступицы надета муфта 3. Сухари прижаты к шлицам муфты двумя пружинными кольцами 5, отогнутые концы которых заведены в паз одного из сухарей. Центральные выступы сухарей входят в кольцевую проточку на внутренней стороне муфты и фиксируют ее в нейтральном положении.

Рис 88. Синхронизатор (а) коробки передач автомобиля ГАЗ-53-12 и его детали (б): 1 - зубчатое колесо первичного вала; 2 — блокирующее кольцо; 3 — муфта; 4 — вилка; 5 — пружин-кольцо; 6 — зубчатое колесо третьей передачи; 7 — сухарь; 8 — ступица; 9 — пазы в ступице.

С обеих сторон ступицы установлены латунные блокирующие кольца 2. На торцах колец, обращенных к ступице, выполнены три паза, куда входят концы сухарей. При этом ширина паза больше ширины сухаря на половину шага шлицев. Внутренняя поверхность колец выполнена на конус, соответствующий конусности ступиц зубчатых колес 1 и 6. На конусной поверхности колец нарезана мелкая резьба, предназначенная для разрыва масляной пленки и увеличения коэффициента трения при соприкосновении двух конусных поверхностей. На блокирующих кольцах нарезаны шлицы таких же размеров, что и наружные шлицы ступиц зубчатых колес. На торцовой поверхности шлицевых венцов имеются скосы, выполненные под определенным углом.

При включении, например, четвертой передачи вилкой 4 начинают перемещать муфту 3 влево, продвигая вместе с ней и сухари 7. Сухари торцами нажимают на блокирующее кольцо и надвигают его на конус ступицы зубчатого колеса 1. Под действием силы трения кольцо поворачивается на некоторый угол вместе с первичным валом до упора боковых стенок пазов кольца в сухари и устанавливается в положении «Блокировка».

При дальнейшем перемещении муфты влево выступы сухарей 7 выходят из кольцевой проточки и, преодолевая сопротивление пружин 5, смещаются в глубь пазов. Торцовые скосы шлицев муфты 3 попадут на торцовые скосы шлицев блокирующего кольца 2, и усилие от муфты будет передаваться непосредственно кольцу. Так как скорости вала и зубчатого колеса разные, то на торцовых скосах шлицев возникают силы, препятствующие дальнейшему осевому перемещению муфты. Углы скосов шлицев выбраны такими, что до выравнивания угловых скоростей вала и зубчатого колеса поворот муфты относительно блокирующего кольца для дальнейшего ее продвижения независимо от приложенной к ней осевой силы невозможен.

Так как муфта сцепления выключена и первичный вал вместе с зубчатым колесом 1 вращается только по инерции, то угловая скорость его уменьшается до значения, равного значению угловой скорости вторичного вала вместе с муфтой 3. Происходит разблокировка синхронизатора: муфта, продолжая нажимать на скосы шлицев кольца, поворачивает кольцо вместе с первичным валом на необходимый угол, и ее шлицы входят в зацепление сначала со шлицами кольца, а затем со шлицевым венцом ступицы зубчатого колеса 1. При этом первичный и вторичный валы жестко соединяются между собой, что соответствует включению четвертой (прямой) передачи.

     
Copyright © 2011 AVTOKEB.RU
Автомобильный портал панель администратора
 
Создание сайта Вебцентр
 
Яндекс.Метрика

Notice: Undefined variable: _bfile in /storage/home/waliw9r4/site/www1/avtokeb/admin/site.php on line 525