Под фазами газораспределения понимают моменты начала открытия и конца закрытия клапанов, выраженные в градусах угла поворота коленчатого вала относительно мертвых точек.
Фазы подбирают опытным путем в зависимости от быстроходности двигателя и конструкции его впускной и выпускной систем.
Для лучшей очистки цилиндров от отработавших газов выпускной клапан открывается до н. м. т., а закрывается после в. м. т.
Для лучшего наполнения цилиндров впускной клапан открывается до в. м. т., а закрывается после н. м.т.
Фазы газораспределения двигателей ЗМЗ-66, ЗИЛ-131 и ЯМЗ приведены на рис. 13.
Правильность установки газораспределения определяется зацеплением распределительных шестерен в соответствии с имеющимися на них метками. Постоянство фаз газораспределения сохраняется при соблюдении температурного зазора между стержнем клапана и носком коромысла. При увеличении зазора между стержнем клапана и носком коромысла продолжителыюсть открытия клапана уменьшается, а при уменьшении — увеличивается. |
Рис. 13 Диаграммы фаз газораспределения двигателей: а — ЗМЗ 66; б —ЗИЛ-131; в — ЯМЗ 236 и ЯМЗ 238
При малом зазоре и нагреве двигателя могут произойти неплотная посадка клапана на седло, утечка газов и обгорание рабочей поверхности клапана, при увеличении зазора — неполное открытие клапанов, ухудшение наполнения и очистки цилиндров, повышение ударной нагрузки на сопряженные детали клапанного механизма, приводящие к их ускоренному износу.
Для холодных двигателей ЗМЗ-66, ЗИЛ-131 и ЯМЗ зазор между стержнем клапана и носком коромысла равен 0,25—0,30 мм.