Помимо сетчатых фильтров, применяют фильтры грубой и тонкой очистки масла, а также фильтры центробежной очистки масла (центрифуги).
Масло поступает в фильтр центробежной очистки от масляного насоса или из системы смазки двигателя через пустотелую ось 1 ротора (рис. 19).
Из пространства под колпаком 4 масло проходит через
фильтрующую сетку 5 и жиклеры 2 в полость корпуса фильтра, откуда стекает
в картер двигателя.
Под действием струй масла, выбрасываемых из жиклеров, пластмассовый ротор 3 приводится в быстрое вращательное движение. При этом тяжелые частицы грязи и осадков отбрасываются к внутренней поверхности стенок колпака 4 и оседают на них. Преимущества фильтров центробежной очистки состоят в том, что они в первую очередь задерживают тяжелые примеси, а работу фильтра можно легко и быстро проверить, прослушивая вращение ротора после остановки двигателя. На двигателях ЯМЗ фильтры центробежной очистки выполняют роль фильтров тонкой очистки масла и включаются в систему смазки параллельно, в отличие от фильтров грубой очистки, включаемых последовательно. На двигателях ЗИЛ-131 устанавливают полнопоточные центрифуги, включаемые в систему смазки последовательно; фильтр грубой очистки отсутствует. |
Рис. 19. Фильтр центробежной очистки масла двигателя ЗМЗ-66
На двигателях легковых автомобилей (ГАЗ-24 «Волга» и др.) устанавливают полнопоточные фильтры тонкой очистки масла с пористым картонным или пластмассовым элементом.
Охлаждение масла в картере двигателя происходит при движении автомобиля благодаря обдуву картера воздухом, а также при помощи масляных радиаторов с воздушным пли водяным охлаждением.
На автомобилях ГАЗ-66 и ЗИЛ-131 масляный радиатор 1 (см. рис. 17) располагается перед радиатором системы охлаждения.
У двигателя ЗМЗ-66 масляный радиатор включают при температуре воздуха выше +20°С в особо тяжелых условиях, при большой нагрузке и малых скоростях движения автомобиля.
Масло поступает в радиатор через предохранительный клапан 2 при давлении в системе смазки более 1 кГ/см2.
Пройдя через радиатор, масло сливается в картер двигателя.
На двигателях ЗИЛ-131 масляный радиатор включен постоянно. Отключать его следует только перед пуском холодного двигатели при температуре ниже 0°С.