Гидромеханическая передача (рис. 63) состоит из гидротрансформатора и коробки передач.
Гидротрансформатор — это гидравлическое устройство, обеспечивающее
бесступенчатое изменение крутящего момента, подводимого к ведущим колесам, в
зависимости от условий движения автомобиля.
Он состоит из трех колес с лопатками специальной формы. Насосное колесо 4 соединено с коленчатым валом двигателя, турбинное колесо 3 — с ведущим валом 1 коробки передач. Третье колесо, называемое реактором 5, установлено на муфте 6 свободного хода. Кожух гидротрансформатора заполнен невспенивающимся маслом с высокой прочностью пленки и малоизменяющейся вязкостью. |
Рис. 63. Гидромеханическая передача автобусов ЛиАЗ-677 и ЛАЗ-695Ж: 1-ведущий вал; 2 — сцепление, блокирующее гидротрасформатор; 3-турбинное колесо; 4-насосное колесо; 5-реактор; 6-муфта свободного хода; 7-ведущая шестерня понижающих передач; 8-сцепление первой передачи; 9-сцепление второй передачи; 10-ведомая шестерня первой передачи; 11-зубчатая муфта; 12-ведомая шестерня заднего хода; 13-ведомый вал; 14-промежуточный вал; 15, 16 и 17 — шестерня промежуточного вала; 18 и 19-масляные насосы
При вращении насосного колеса 4 масло, находящееся между его лопатками, приходит в движение.
Центробежной силой масло отбрасывается к краю колеса и ударяется о лопатки турбинного колеса 3, заставляя его и вал 1 вращаться.
Выйдя из турбинного колеса, масло поступает на лопатки реактора 5. Здесь поток масла изменяет направление.
Непрерывные струи действуют на лопатки турбинного колеса при входе и выходе масла, как бы отталкиваясь от лопаток реактора.
Давление масла на лопатки турбинного колеса усиливается, создается дополнительный момент, равный моменту, который испытывает колесо реактора.
Поэтому момент на турбинном колесе равен сумме моментов на насосном колесе и на реакторе, т. е. происходит бесступенчатое изменение крутящего момента двигателя гидротрансформатором.
Изменение крутящего момента в гидротрансформаторе зависит от числа оборотов турбинного колеса.
Так, при снижении скорости движения автомобиля, вызванном повышенным сопротивлением дороги (подъем и др.), число оборотов турбинного колеса уменьшается, а крутящий момент увеличивается.
Наоборот, по мере разгона автомобиля (увеличения числа оборотов турбинного колеса) крутящий момент в гидротрансформаторе и тяговая сила на ведущих колесах автомобиля уменьшаются.
При определенном числе оборотов вала 1 реактор 5 начинает вращаться на муфте 6 свободного хода, а гидротрансформатор автоматически переходит на режим гидравлической муфты (не преобразовывает крутящий момент).
Изменение крутящего момента в гидротрансформаторе сравнительно невелико (максимальное увеличение равно 3,2), и оно не обеспечивает автомобилю необходимых динамических свойств.
Кроме того, гидротрансформатор обладает высоким к. п. д. (0,85— 0,90) лишь в небольших пределах изменения передаточного числа. Поэтому гидротрансформатор применяют совместно с коробкой передач.
Коробка передач городских автобусов ЛиАЗ-677 и ЛАЗ-695Ж имеет электрогидравлическое управление. Передачи переключаются автоматически тремя многодисковыми, сцеплениями.
При включении сцепления 8 (первой передачи) шестерня 7, свободно посаженная на ведущем валу 1, соединяется с этим валом и передает крутящий момент на шестерни 17 и 16 промежуточного вала 14, шестерню 10, зубчатую муфту 11 и ведомый вал 13.
С учетом гидротрансформатора передаточное число на первой передаче изменяется от 5,73 до 1,79. При включении сцепления 9 ведомый вал 13 соединяется непосредственно с ведущим 1. Крутящий момент изменяется только в гидротрансформаторе (передаточное число от 3,2 до 1,0).
Ведущие диски сцепления 2 связаны с насосным колесом, а ведомые — с ведущим валом 1, поэтому при включении этого сцепления ведущий вал соединяется непосредственно с коленчатым валом, т. е. гидротрансформатор блокируется.
Получаем третью передачу. Задний ход получается при перемещении муфты 11 назад и включении сцепления 8. Крутящий момент передается через шестерню 7, шестерни 17 и 15, промежуточную шестерню, шестерню 12, муфту 11 на ведомый вал 13.
На рис. 64 приведены схемы работы гидромеханической передачи на различных передачах.
Пуск двигателя стартером возможен только при нейтральном положении. При этом все три сцепления выключены, зубчатая муфта ведомого вала находится в левом положении, цепи электромагнитов системы управления разомкнуты. При установке рукоятки пульта управления в положение А (автомат) замыкается цепь электромагнита, включающего первую передачу. Рис. 64. Схемы работы гидромеханической передачи на различных передачах: а — нейтральное положение: б — первая передача (включены гидротрансформатор и понижающая передача): в — вторая передача (включены гидротрансформатор и прямая передача); г—третьи передача (гидротрансформатор заблокирован и включена прямая передача); д — задний ход |
Последующее переключение передач происходит автоматически, без участия водителя, в зависимости от скорости движения автобуса и открытия дросселей карбюратора.
Включение сцеплений происходит путем нагнетания масла насосами 18 и 19 (см. рис. 63) под соответствующие поршни. При переводе рукоятки пульта в положение З.X. (задний ход) клапан электромагнита открывает доступ сжатого воздуха в полость специального пневматического цилиндра.
Шток этого цилиндра, воздействуя на вилку муфты 11, перемещает ее в крайнее правое положение.
Гидромеханическая передача упрощает и облегчает управление автомобилем, обеспечивает плавное трогание с места и плавный разгон, исключает возможность «заглушить» двигатель, снижает ударные нагрузки в трансмиссии.
Но она сложнее и дороже в изготовлении, требует весьма квалифицированного технического обслуживания.
Гидромеханическая передача автомобилей-самосвалов БелА3-540 и БелА3-540А состоит из согласующего редуктора, четырехколесного гидротрансформатора, трехступенчатой коробки передач и узлов гидравлической системы.
Согласующий редуктор предназначен для обеспечения наивыгоднейшего режима работы двигателя и гидротрансформатора.
В нижней части согласующего редуктора находятся валы отбора мощности на привод насоса подъемного механизма самосвального кузова и насоса гидроусилителя рулевого управления.
Крутящий момент от коленчатого вала двигателя передается карданным валом на ведущий вал согласующего редуктора и через промежуточный вал на ведомый вал.
На конце ведомого вала выполнен шлицевый венец, который соединен со шлицами фланца 4 (рис. 65) кожуха 6 гидротрансформатора.
Рис.65.Гидромеханическая передача автомобилей-самосвалов БелАЗ-540 и БелАЗ-540А: 1; 3; 14; 25 и 33—подшипники; 2—ступница реакторов; 4—фланец кожуха гидротрансформатора; 5 — ступица турбинного колеса; 6 — кожух гидротрансформатора; 7 — реакторы; 8—турбинное колесо; 9—насосное колесо; 10—муфта свободного хода реакторов; 11— ступица насосного колеса: 12 — ступица гидротрансформатора; 13 — картер коробки передач; 15 и 39—ведущая и ведомая шестерни первой передачи; 16—сцепдение первой передачи; 17 — шлицевая втулка подвода масла; 18 и 37 — ведущая и ведомая шестерни второй передачи; 21 — ступица сцепления; 22 — распределитель ведущего вала; 23 и 34—ведущая и ведомая шестерни заднего хода; 24—набор распорных шайб; 26—корпус гормоза-замедлителя; 27 — ротор; 28 — крышка; 29— ведущий вал; 30 — шестерня привода спидометра; 31—фланец; 32—ведомый вал; 35—сцепление заднего хода; 38—сцепление третьей передачи; 40 — шестерня муфты свободного хода насосов; 41 — блок насосов; 42—распределитель ведомого вала
При включении сцепления 16 первой передачи крутящий момент с ведущего вала 29 и барабана сцепления передается через диски на ведущую шестерню 15 первой передачи, а затем на ведомую шестерню 39, жестко соединенную с барабаном сцепления 38 и ведомым валом 32.
Включение сцепления 20 второй передачи приводит к передаче крутящего момента от ведущей шестерни 19 к ведомой шестерне 36 и ведомому валу 32.
С кожухом гидротрансформатора соединено насосное колесо 9. Реакторы 7 установлены на муфтах 10 свободного хода и могут свободно вращаться в сторону вращения насосного 9 и турбинного 8 колес.
В режиме гидротрансформатора, когда крутящий момент на турбинном колесе больше момента на насосном колесе, один или оба реактора будут заклинены.
Крутящий момент с турбинного колеса передается на ведущий вал 29 коробки передач, на котором расположены сцепления 16 первой и 20 второй передач и ведущие шестерни.
На ведомом валу 32 коробки передач расположены сцепления 38 третьей передачи и 35 заднего хода и ведомые шестерни. Включение передач осуществляется под давлением масла путем соединения шестерен с валами при помощи сцеплений.
Сцепления многодисковые, ведомые диски с обеих сторон покрыты слоем металлокерамики. При включении сцепления масло под давлением поступает в подпоршневое пространство, перемещает поршень сцепления и через нажимные рычаги сжимает пакет дисков.
Для управления коробкой передач предназначен рычажок, установленный на рулевой колонке в направляющем секторе. При повороте рычажка через систему тяг происходит перемещение золотников переключения передач в золотниковой коробке и включение нужной передачи.
При включении сцепления 39 третьей передачи ведомая шестерня 37 соединяется с ведомым валом 32. При включении сцепления 35 заднего хода ведущая шестерня 23 через промежуточную шестерню вращает ведомую шестерню 34, соединенную сцеплением с ведомым валом 32.