Характеристика автопоездов
Автопоезда подразделяются:
- по назначению на транспортные универсальные, транспортные специализированные и специальные;
- по грузоподъемности — на легкие, средние, тяжелые и сверхтяжелые;
- по распределению тяговой силы — на автопоезда с пассивными и активными (с приводом па оси) прицепными звеньями.
По распределению вертикальных нагрузок автопоезда подразделяются на опорно-сцепные и прицепные.
К опорно-сцепным относятся автопоезда, состоящие из седельного автомобиля-тягача и полуприцепа и автопоезда с прицепами-роспусками.
Преимуществом прицепных автопоездов является возможность работы автомобиля-тягача без прицепов, если это необходимо при изменении условий эксплуатации.
Седельный автомобиль-тягач работает в сцепке с полуприцепом и как самостоятельное транспортное средство использоваться не может,
Максимальный вес буксируемого прицепа может быть определен исходя из запаса тяговой силы и веса автомобиля-тягача.
Однако автопоезд не должен иметь ухудшенные динамические свойства (время разгона, способность преодолевать подъемы, скорость движения), т. е. не должен мешать потоку движущихся за ним транспортных средств.
Поэтому наиболее производительным в городских условиях будет автопоезд, у которого грузоподъемность прицепа примерно равна грузоподъемности автомобиля.
При междугородных перевозках на дорогах равнинного профиля с покрытием в хорошем состоянии грузоподъемность прицепов можно принимать равной удвоенной грузоподъемности автомобиля-тягача.
Автопоезда по сравнению с одиночными автомобилями той же грузоподъемности имеют меньшую первоначальную стоимость и меньшую стоимость эксплуатации, отнесенные на 1 т грузоподъемности.
Расход топлива на 1 ткм у них меньше на 20—30%.
Полезная площадь кузова и грузоподъемность увеличиваются (в 1,5 и более раза) без увеличения нагрузки на ось.
Себестоимость перевозок грузов автопоездами по сравнению с одиночными автомобилями снижается на 25—30%.
Индустриальные методы строительства требуют доставки на стройплощадки крупных строительных элементов, в период уборки урожая необходимо в сжатые сроки перевезти зерно с токов на хлебоприемные пункты, развиваются междугородные автомобильные перевозки.
Применение во всех этих перевозках автопоездов позволит существенно уменьшить издержки на автомобильные перевозки и уменьшить потребность в водителях автомобилей.