Масляный насос двигателя приводится в действие от распределительного вала парой винтовых шестерен или от шестерни коленчатого вала через промежуточную шестерню (ЯМЗ).
В двухсекционном масляном насосе (рис. 18) основная секция подает масло в систему смазки, а дополнительная — в масляный радиатор (ЯМЗ, ЗИЛ-131) или в фильтр центробежной очистки масла (ЗМЗ-66).
В масляном насосе двигателя ЯМЗ основная секция состоит из шестерен 1 и 9, а дополнительная — из шестерен 6 и 7. Шестерни 1 и 6 насажены на валик 2, шестерня 3 которого получает вращение от промежуточной шестерни 5, сидящей на оси 4. Производительность основной секции — 105 л/мин, дополнительной (радиаторной) — 25 л/мин. В системе смазки двигателя ЯМЗ-238 предусмотрена установка четырех клапанов: сливного (открывается при давлении масла 5,0—5,5 кГ/см2), предохранительного клапана 8 дополнительной секции (открывается при давлении 0,8—1,2 кГ/см2), редукционного клапана 10 (открывается при давлении 7,5—8,0 кГ/см2) и перепускного клапана фильтра грубой очистки масла (открывается при давлении 2,0—2,5 кГ/см2). Перед пуском двигателя ЯМЗ-240 его система смазки должна быть заполнена маслом при помощи шестеренчатого маслоподкачивающего насоса, имеющего привод от электродвигателя и включаемого нз кабины водителя. Прокачка маслом перед пуском двигателя необходима в связи с тем, что из-за большой длины маслопроводов масляный насос не успевает заполнить всю систему смазки. |
Рис. 18. Двухсекционный масляный насос двигателей ЯМЗ