На маршрутах междугородных перевозок пассажиров протяженностью свыше 300 км движение автобусов может быть сквозным или участковым.
В первом случае автобус проходит весь маршрут от начального до конечного пункта.
Обслуживают его несколько водителей, каждый, из которых ведет автобус на определенной части маршрута. Смена водителей производится в пунктах, являющихся границей двух смежных участков.
При участковом движении (по системе тяговых плеч) маршрут разбивают на отдельные, например, равные по протяженности участки.
В пункте, являющемся границей двух смежных участков, производится смена автобусов.
Водитель рейсового автобуса перед выездом на линию обязан проверить техническое и санитарное состояние автобуса, действие звукоусилительной установки, наличие аптечки, чехлов для сидений, занавесок на окнах, противопожарных средств, расписания движения, таблицы стоимости проезда и других справочных материалов, получить у диспетчера путевой лист, приемо-сдаточную ведомость на багаж и багажные ярлыки.
Посадку пассажиров в автобус и прием багажа весом более 30 кг или размерами более 60х40х20 см можно производить только по предъявлении проездных и багажных билетов.
Перед отправкой в рейс водитель должен получить от дежурного диспетчера автостанции (автовокзала) путевые документы (билетно-учетный лист, кассовую ведомость продажи билетов, пересадочную карту, разрешение на отъезд).
Во время движения водитель должен строго соблюдать правила движения, сообщать пассажирам до подъезда автобуса к ближайшей автостанции наименование этой станции, время стоянки, наличие буфета и т. д., а при подъезде к станции пересадки — о порядке пересадки и переноса багажа.
Водитель обязан:
- предъявлять для оформления диспетчеру автостанции (автовокзала) путевые документы;
- на станции пересадки осмотреть салон автобуса и забытые пассажирами вещи передать по акту в камеру хранения;
- оформить с водителем пересадочного автобуса приемо-сдаточную ведомость на багаж транзитных пассажиров.
Контроль за работой автобусов на линии осуществляют линейные диспетчеры, администрация, контрольно-ревизорская служба автотранспортного управления (транспортного треста) и общественные контролеры.
Задачами контроля являются проверка качества подготовки автобусов к работе на линии, выполнения водителями, кондукторами и другими линейными работниками должностных инструкций, соблюдения водителями правил движения, состояния и оформления путевой документации, выполнения расписания движения, полноты сбора выручки, соблюдения пассажирами правил пользования автобусами.
Материалы о выявленных нарушениях правил и инструкций направляются руководителю автотранспортного предприятия для принятия мер по устранению нарушений.