На автомобиле ГАЗ-53-12 установлена фрикционная сухая однодисковая постоянно замкнутая муфта сцепления с механическим приводом выключения. Она размещена в картере муфты сцепления, состоящем из верхней 24 (рис. 82) и нижней 41 частей. Передним торцом картер с помощью болтов крепят к заднему торцу блока двигателя, а к заднему торцу картера на шпильках — коробку передач 36.
Ведущие элементы муфты сцепления — маховик 23, нажимной диск 26 и кожух 25. Нажимной диск тремя приливами-кронштейнами связан с кожухрм, который прикреплен к маховику болтами. Нажимной диск имеет 12 бобышек, а кожух 25 — 12 выштамповок под установку нажимных пружин 7 муфты сцепления. Между пружинами и нажимным диском установлены теплоизолирующие шайбы 9.
Ведомый элемент муфты сцепления — диск 20 с фрикционными накладками 22, гасителем крутильных колебаний и ступицей 11, котора посажена на шлицы первичного ва ла 13 коробки передач и может пе ремещаться по ним.
В момент выключения сцепления нажимной диск отводится от ведомого тремя оттяжными рычагами 34 Через верхнее отверстие с помощью пальца 28 рычаг соединен с приливами нажимного диска, а через нижнее отверстие с помощью пальца вилки 29, пружины 30 и регулировочной гайки 33 — с кожухом 25. Для облегчения поворота рычага относительно пальцев в отверстиях рычага размещены игольчатые подшипники 27.
Отводка 15 муфты сцепления с напрессованным на нее упорным ширикоподшипником установлена на гильзе передней крышки 38 коробки передач и может перемещаться по ней. При включенной муфте сцепления отводка 15 смещена назад специальной пружиной. В приливы отводки упирается один конец вилки 6 выключения муфты сцепления. Вилка 6 поворачивается на шаровой опоре 8 и удерживается пластиной 39. Другой конец вилки соединен с тягой 45, имеющей регулировочную гайку 5. Тяга 45 через рычаг 44 и валик 1 соединена с педалью 47 муфты сцепления.
При выключении муфты сцепления нажимают на педаль 47, которая вместе с валиком 1 и рычагом 44 поворачивается и перемещает тягу 45. Усилие от тяги 45 передается вилке 6, которая коротким плечом перемещает отводку 15 вперед, поворачивая рычаги 34. Преодолевая сопротивление пружин 7, короткие плечи рычагов перемещают нажимной диск, тем самым освобождзя ведомый диск муфты сцепления.
Рис. 82. Муфта сцепления автомобиля ГАЗ-53-12: 1 — валик педали сцепления; 2 — втулка валика; 3 и 46 — оттяжные пружины; 4 — кронштейн пружины; 5 регулировочная гайка тяги; 6 — вилка выключения; 7 — нажимная пружина; 8— шаровая опора вилки; 9 — теплоизолирующая шайба; 10— фрикционные шайбы; 11 — ступица ведомого диска; 12 — коленчатый вал; 13—первичный вал; 14 — передний подшипник; 15 — отводка; 16—подшипник отводки; 17 — болт крепления маховика; 18 — пружина демпфера; 19 — пластина демпфера; 20 — ведомый диск; 21 — пружинная пластина; 22 — фрикционные накладки; 23 — маховик; 24 и 41 — части картера; 25 — кожух; 26 — нажимной диск; 27 — игольчатый подшипник; 28 — пальцы; 29 — опорная вилка; 30 — пружина; 31 и 42 — масленки; 32 — крышка вентиляционного люка; 33 — регулировочная гайка; 34 — оттяжной рычаг; 35 — гибкий шланг; 36 — коробка передач; 37 — задний подшипник; 38 — крышка подшипника; 39 — пластина; 40 — защитный чехол; 43 — кронштейн педали; 44 — рычаг валика педали; 45—тяга выключения; 47— педаль. |