Опрокидывание автомобиля произойдет, когда опрокидывающий момент центробежной силы Рц (на плече h) равен или больше воа станавливающего момента от веса автомобиля Ga (на плече B/2).
Из этого условия определяется предельная скорость движения автомобиля на повороте по условию опрокидывания
где R — радиус поворота, м; В — колея автомобиля, м.
Особую опасность для опрокидывания на ляет случай смещения груза в одну сторону.
Если,напрмер, автомобиль-цистерна движется прямолинейно, то центр тяжести С (рис. 143, а) жидкого груза располагается на продольной оси автомобиля на высоте h1 от поверхности дороги. При движении на повороте центр тяжести жидкого груза сместится в сторону (рис. 143, б ). Теперь вес автомобиля Ga, препятствует опрокидыванию, действует уже на плече х, меньшем В/2, а центробежная сила Рц, вызывающая опрокидывание, приложена на плече h2, большем плеча h1. |
Рис. 143. Движение автомобиля-цистерны: а — прямолинейное; б — на повороте
Для автобусов большое значение имеет воздействие стоящих пассажиров, которые на повороте и при торможении подвержены значительным перемещениям под действием сил инерции.