Подвеска автомобиля служит для обеспечения плавности хода автомобиля, а также для передачи на остов толкающей силы от ведущих колес и восприятия реактивного момента при торможении. Подвеска может быть зависимой и независимой.
При зависимой подвеске колеса находятся на одной общей жесткой балке или корпусе заднего моста и перемещения колес взаимозависимы.
При независимой подвеске колебания одного из колес моста не вызывают колебаний другого, так как каждое колесо отдельно от другого соединяется с остовом автомобиля.
В качестве упругих элементов подвески используют рессоры, цилиндрические пружины, торсионы (металлические стержни, работающие на скручивание). Подвески могут быть также пневматические и гидропневматические, использующие упругие свойства воздуха и жидкости.
Зависимую подвеску применяют на грузовых автомобилях, используя в качестве упругого элемента в передней подвеске одинарные рессоры, а в задней — рессоры с подрессорниками. В трехосных автомобилях устанавливают балансирные подвески для промежуточного и заднего ведущих мостов: мосты качаются на шарнирно соединенных с ними и рессорами балансирных рычагах. На легковых автомобилях зависимую подвеску имеют задние (ведущие) мосты с упругими элементами — рессорами («Москвич-2140», ГАЗ-24 и ГАЗ-3102 «Волга») или пружинами (ВАЗ-2101, ВАЗ-2103 «Жигули»).
Независимую пружинную подвеску используют обычно для передних колес легковых автомобилей. Различают шкворневую и бесшкворневую независимые подвески.
Пневмогидравлическая подвеска самосвала БелАЗ-540 имеет четыре пневмогидравлических цилиндра, сочетающих каждый пневматическую рессору с гидравлическим амортизатором.
В основном рабочем цилиндре 5 (рис. 80) расположен поршень 4 с пустотелым цилиндрическим штоком 1.
Полость А над поршнем 4 через зарядный клапан взаполнена сжатым техническим азотом.
Для предотвращения утечки газа и для смазки рабочих поверхностей полость А заполнена веретенным маслом АУ (высота слоя 20 мм).
Кольцевая полость Б иод поршнем 4 и нижняя часть внутренней полости В штока 1 также заполнены маслом. Полости Б и В соединены трубками 2 и 11.
Верхняя часть полости В через зарядный клапан 17 н трубку 15 заполнена сжатым азотом. Следовательно, поршень 4 находится под давлением азота сверху (основное давление) и снизу (противодавление). При ходе сжатия поршень перемещается вверх и сжимает азот в полости А. В полости В давление, наоборот, снижается, так как масло частично перетекает по трубкам 2 и 11 в кольцевую полость Б. При ходе отдачи поршень перемещается вниз, давление азота над поршнем снижается, а под поршнем — повышается. Упругим рабочим телом является сжатый азот. Перетекание масла из одной полости цилиндра в другую через трубки 2 и11 и калиброванные отверстия в них способствует гашению колебаний, возникающих в подвеске. Следовательно, в данном случае имеют место процессы, аналогичные происходящим в гидравлическом амортизаторе. |
Для большего гашения колебаний при ходе отдачи предусмотрен клапан 3, перекрывающий трубку 2 и тем увеличивающий сопротивление перетеканию масла при ходе поршня вниз.
Для компенсации утечки масла из рабочих полостей цилиндра служит плунжерный насос, работающий под действием колебаний автомобиля.
Плунжер 9 насоса соединен с верхней крышкой цилиндра, а гильза 12 — с поршнем 4.
При ходе отдачи насос всасывает масло из полости Д маслосборника через наружную трубку 10, канал в верхней крышке и канал в плунжере 9 в полость Г насоса.
При ходе сжатия масло перегоняется из гильзы 12 насоса в маслосборник, пока внутренний канал плунжера не перекроется клапаном 13.
Для заправки плунжерного насоса маслом и выпуска воздуха служит пробка 7. Насос автоматически вступает в работу при утечке масла из надпоршневой полости и переходит на холостую работу при установлении нормальной высоты слоя масла.
Пневмогндравлический цилиндр работает надежно только при сохранении герметичности рабочих полостей.
Цилиндры воспринимают только вертикальную нагрузку; для восприятия толкающих, тормозных и поперечных усилий и моментов в подвеске предусмотрены продольные и поперечные штанги, связывающие мосты с рамой.