Автомобильный портал
Тормозная аппаратура, энергоаккумуляторы. Характеристики автомобилей КАМАЗ, каталоги запчастей к автомобилям КАМАЗ, руководства по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию. Катлог сайтов и предприятий


 

Пневматический тормозной привод

Пневматический тормозной привод обеспечивает эффективное затормаживание автомобиля при небольшом усилии на педаль, а также простое и надежное торможение прицепов.

Двухцилиндровый компрессор (рис.97) приводится в действие ремнем от шкива коленчатого вала через шкив вентилятора (ЗИЛ-131), или ремнем от шкива вентилятора (двигатели ЯМЗ).

Система смазки компрессора— принудительная, масло подается под давлением из главной масляной магистрали двигателя через штуцер 16 в задней крышке 17.

Охлаждение — жидкостное, вода поступает в рубашку головки и блока цилиндров компрессора из системы охлаждения двигателя.

В верхней полости блока цилиндров установлены впускные клапаны 2, а над каждым цилиндром — выпускные клапаны 1.

Под впускными клапанами находится разгрузочное устройство компрессора, состоящее из плунжеров 15 со штоками 3, коромысла 14 и пружины 4. Канал 5 разгрузочного устройства соединен с регулятором 13 давления.

Когда при движении поршня вниз в цилиндре создается небольшое разрежение, воздух открывает впускные клапаны 2 и заполняет цилиндр. При движении поршня вверх сжатый воздух открывает выпускные клапаны 1 и поступает в пневматическую систему автомобиля.

Регулятор 13 давления шарикового типа (ЗИЛ-131, КрАЗ-257, БелАЗ-540) автоматически поддерживает установленное давление воздуха в баллонах.

Он выключает компрессор при повышении давления в пневматической системе до 7,3—7,7 кГ/см2 и включает его при снижении давления до 6,0—6,4 кГ/см2.

Рис. 97. Двухцилиндровый компрессор и регулятор давления пневматического привода тормозов: 1 — выпускной клапан; 2 — впускной клапан; 3 — шток; 4 и 7 — пружины; .5 — канал разгрузочного устройства; 6 — канал в седле выпускного клапана; 8 — центрирующие шарики; 9 — стержень клапанов; 10 — выпускной шариковый клапан; 11 — впускной шариковый клапан; 12 —фильтр; 13 —регулятор давления; 14 — коромысло; 15 — плунжеры; 16 — штуцер; 17 — задняя крышка

Регулятор имеет фильтр 12, впускной 11 и выпускной 10 шариковые клапаны, нагруженные через стержень 9 пружиной 7, и центрирующие шарики 8.

При давлении в системе 7,3—7,7 кГ/см2 сжатый воздух, преодолевая сопротивление пружины 7, открывает впускной клапан 11 и поступает в разгрузочное устройство компрессора.

Здесь сжатый воздух давит на плунжеры 15, и они открывают впускные клапаны 2. Компрессор, перекачивая воздух из одного цилиндра в другой, работает вхолостую.

При снижении давления до 6,0—6,4 кг/см2 впускной шариковый клапан 11 будет закрыт, а выпускной шариковый клапан 10, опустившись вниз под действием пружины 7, сообщит через канал 6 разгрузочное устройство компрессора с атмосферой.

Впускные клапаны 2 закроются, и компрессор начнет нагнетать сжатый воздух в пневматическую систему.

Разгрузочное устройство компрессора предохраняет детали компрессора от износа, повышает его производительность и к. п. д.

Тормозной кран регулирует подачу воздуха из баллонов в тормозные камеры (цилиндры), изменяя усилие, действующее на тормозные колодки, пропорционально силе нажатия на педаль.

На автомобилях-тягачах, постоянно работающих с прицепами или полуприцепами, устанавливают комбинированные тормозные краны, управляющие тормозами автомобиля-тягача (нижняя полость) и прицепа (верхняя полость).

Они могут быть поршневыми (КрАЗ-257) или диафрагменными (ЗИЛ-131).

Левые полости цилиндров тормозного крана автомобилей КрАЗ сообщены с атмосферой через фильтр 7 (рис. 98). В цилиндрах находятся штампованные поршни 5 и 26 с резиновыми манжетами, закрепленные на пустотелых штоках 6.

Шток поршня верхнего цилиндра пружиной 4 прижимается к пластине 24, которая опирается на гильзу 20 уравновешивающей пружины 21.

Шток нижнего поршня прижимается к торцу тяги 10 нижнего цилиндра. Полость справа от поршня в верхнем цилиндре сообщена с магистралью прицепа, а в нижнем цилиндре — с тормозными цилиндрами (камерами) колес автомобиля (через отверстие 3).

Клапаны 2 представляют собой резиновые шайбы, нагруженные пружинами 1. Внутренним седлом каждого клапана служит торец пустотелого штока 6, а наружным — кольцевой выступ на корпусе крана. Полости справа от клапанов сообщены с воздушными баллонами.

При отпущенной педали тормоза клапан 2 нижнего цилиндра прижат пружиной 1 к наружному седлу, а поршень 5 под действием пружины 4 занимает крайнее левое положение.

Через зазор между штоком 6 поршня и клапаном 2, отверстия в штоке 6, левую полость цилиндра и фильтр 7 тормозные цилиндры (камеры) колес автомобиля сообщаются с атмосферой.

В это же время поршень 26 под действием уравновешивающей пружины 21 занимает крайнее правое положение, а его шток отводит верхний клапан 2 от наружного седла.

Сжатый воздух из баллонов поступает в магистраль прицепа через кольцевую щель наружного седла клапана.

Рис. 98. Комбинированный тормозной кран: а — тормозной кран; б — установка режимного кольца: 1 — пружина клапана; 2 — клапан; 3 —отверстие к тормозным цилиндрам (камерам) автомобиля; 4 — пружина поршня; 5 и 26 — поршни; 6 — шток поршня; 7 — воздушный фильтр; 8 — режимное кольцо; 9 и 16—пылепредохранители; 10 — тяга нижнего цилиндра; 11 — пружина; 12 — регулировочная втулка; 13 — приводной рычаг: 14 — тяга верхнего цилиндра; 15 — регулировочная гайка; 17 — рычаг ручного привода: 18 — крышка верхнего цилиндра; 19 — пружина тяги верхнего цилиндра; 20 — гильза уравновешивающей пружины; 21 — уравновешивающая пружина; 22 — упорная гайка; 23 — верхний цилиндр; 24 — упорная пластина; 25 — манжета поршня верхнего цилиндра

При повышении давления в магистрали прицепа воздух сжимает уравновешивающую пружину, верхний клапан 2 закрывается и дальнейшее поступление воздуха прекращается.

При нажатии на педаль тормоза и отклонении верхнего конца приводного рычага 13 влево нижний конец рычага, действуя через тягу 10, перемещает поршень 5 вправо.

Шток 6 отводит нижний клапан 2 от наружного седла, тормозные цилиндры (камеры) колес автомобиля разобщаются с атмосферой и сообщаются с баллонами для сжатого воздуха.

В то же время рычаг 13, преодолевая сопротивление пружины 21, перемещает тягу 14 влево. Поршень 26 также перемещается влево (под давлением сжатого воздуха и пружины 4).

Верхний клапан 2, прижимаясь к наружному седлу, разобщает магистраль прицепа от баллонов со сжатым воздухом, после чего шток с поршнем верхнего цилиндра отходит от клапана, образуя кольцевую щель, через которую магистраль прицепа сообщается с атмосферой.

При пользовании ручным приводом усилие передается рычагу 17, который перемещая тягу 14, вызывает сжатие уравновешивающей пружины и тем самым затормаживание колес прицепа.

На авгомобиле-самосвале БелАЗ-540 установлены два диафрагменных тормозных крана, один из которых действует на передние, а второй — на задние колесные тормозные механизмы.

Пневматический привод к тормозам прицепа. Привод обычно выполняют однопроводным, т. е. магистрали автомобиля-тягача и прицепа соединены одним гибким шлангом.

Для соединения воздухопроводов автомобиля-тягача и прицепа служит соединительная головка 4 (рис. 99), а для отключения магистрали прицепа — разобщительные краны 3 и 5.

   

При отпущенной педали (рис. 99, а) тормозные камеры 1 колес автомобиля-тягача через нижнюю полость тормозного крана 2 соединены с атмосферой.

Тормозные камеры 8 колес прицепа через воздухораспределитель 6 также соединены с атмосферой.

Через верхнюю полость тормозного крана 2 магистраль прицепа соединяется с баллоном 9 автомобиля-тягача и происходит наполнение сжатым воздухом баллона 7 прицепа до давления 4,8—5,3 кГ/см2 при давлении в баллонах тягача 7,3—7,7 кГ/см2.

При нажатии на педаль тормоза (рис. 99, б) сжатый воздух из баллонов 9 через нижнюю полость крана 2 поступает к тормозным камерам 1 колес автомобиля-тягача.

Одновременно с этим сжатый воздух из магистрали прицепа через верхнюю полость тормозного крана 2 выпускается з атмосферу.

Понижение давления в магистрали прицепа приводит к срабатыванию воздухораспределителя 6, и воздух из баллона 7 поступает в тормозные камеры 8, вызывая торможение колес прицепа.

При однопроводной системе, когда тормоза прицепа действуют при понижении давления в соединительной магистрали, в случае отрыва прицепа и разъединения шланга прицеп затормаживается автоматически, так как воздух из магистрали прицепа, как и при торможении, выходит в атмосферу.

Рис. 99. Схемы работы пневматического привода к тормозам автомобиля-тягача ЗИЛ-131 и прицепа: а —при отпущенной педали; б — при нажатии на педаль

     
Copyright © 2011 AVTOKEB.RU
Автомобильный портал панель администратора
 
Создание сайта Вебцентр
 
Яндекс.Метрика

Notice: Undefined variable: _bfile in /storage/home/waliw9r4/site/www1/avtokeb/admin/site.php on line 525