Гидроподъемник кузова автомобиля-самосвала или самосвального прицепа
предназначен для поворота кузова на одну из трех его сторон на угол до 60° с
предварительным подъемом или без него.
Кузов большинства
автомобилей-самосвалов опрокидывается (поворачивается) только назад без
предварительного подъема, а у автомобиля САЗ-3502 — с предварительным подъемом.
Кузов автомобилей-самосвалов сельскохозяйственного назначения
(ГАЗ-САЗ-53Б,
ЗИЛ-ММЗ-554М, КамАЗ-55102) опрокидывается без предварительного
подъема на любую из трех сторон: направо, налево или назад.
Самосвальные
кузова тракторных прицепов опрокидываются на любую из трех сторон или только
направо или налево с помощью телескопического гидроцилиндра, подключаемого к
выводам гидропривода механизма навески трактора.
Гидроподъемник кузова автомобиля ГАЗ-САЗ-53Б
Подъемный механизм автомобиля-самосвала КрАЗ-256 двухцилиндровый, гидравлический. Цилиндры 6 (рис. 107) расположены наклонно и качаются на оси 4, закрепленной в надрамнике 13.
В опорной головке каждого цилиндра выполнены каналы для подвода масла: один из них соединен с передней полостью цилиндра, а другой —с задней (при помощи перепускной трубки 14 и двух отверстий в стенке цилиндра). В цилиндрах находятся поршни 7 со штоками 8, соединенными с рычажным механизмом подъема платформы. |
Рис. 107. Подъемным механизм автомобиля-самосвала КрАЗ 256: 1 — карданная передача; 2 — рычаг; 3 — масляный насос; 4— ось: 5 — воздушные пробки; 6 — цилиндры; 7 — поршень; 8 — шток; 9 — контрольная пробка; 10 — маслоналивная пробка; 11 — рычаг; 12 — балансир; 13 — надрамник; 14 — перепускная трубка; 15—маслосливная пробка; 16 — распределительная головка; 17 — пробка масляного насоса
К фланцам опорных головок привернута распределительная головка 16, имеющая каналы для соединения цилиндов с масляным насосом 3.
Насос приводится в действие от коробки отбора мощности через карданную передачу 1. На хвостовике крана управления насосом закреплен рычаг 2, который соединен посредством тяг с рычагом переключения, находящимся в кабине.
Рычажный механизм состоит из балансира 12 и рычагов 11. Штоки 8 присоединены к балансиру на шарнирах; балансир поосредством рычагов шарнирно присоединен к основанию платформы.
Платформа отклоняется только назад; наибольший угол подъема — 60°; емкость цилиндров подъемного механизма — максимальное давление в цилиндрах — 28 кГ/см2.
Подъёмный механизм автомобилей-самосвалов БелA3-540 и БелАЗ-540А состоит из масляного бака, двух насосов, распределительного крана, автомата переключения насосов, крана управления, двух телескопических цилиндров и трубопроводов.
Объединенная гидравлическая система автомобилей-самосвалов выполнена так, что при работе двигателя постоянно действующими и подают масло в соответствующие каналы два шестеренчатых насоса, установленных на согласующем редукторе гидромеханической передачи.
Направление движения потоков масла от насосов изменяется попоротом ручки крана управления.
При нейтральном положении крана масло от нижнего насоса поступает к гидроусилителю рулевого управления.
От верхнего насоса масло поступает к распределительному крану и от него — в линию всасывания нижнего насоса.
При подъеме груженой платформы автомобиля-самосвала масло от обоих насосов направляется к цилиндрам подъемного механизма.
Во избежание примерзания влажного грунта на автомобилях-самосвалах БелАЗ предусмотрен обогрев основания и бортов платформы отработавшими газами двигателя.