Общее время простоя автомобиля под погрузкой (разгрузкой) складывается из времени ожидания погрузки (разгрузки), маневрирования автомобиля при въезде на пост и съезда с него, погрузки (разгрузки) и оформления документов.
Нормы времени на выполнение погрузочно-разгрузочных работ подразделяются на основные (неоплачиваемые) и дополнительные (оплачиваемые).
Основная норма времени (в минутах на всю грузоподъемность) предусматривает выполнение погрузочно-разгрузочных работ механизированным способом.
Если средств механизации нет, то разрешается задерживать автомобиль сверх основной нормы, но в пределах дополнительного времени, оплачиваемого по установленым льготным ставкам за каждую минуту простоя.
Например, для автомобиля (автопоезда) грузоподъемностью от 4 до 7 т установлено на погрузку — основное время 15 мин и дополнительное время — 14 мин, на разгрузку — основное время 15 мин и дополнительное время — 7 мин.
Для автомобилей-самосвалов грузоподъемностью от 6 до 10 т основная норма в пунктах разгрузки составляет 6 мин для навалочных и 8 мин для прочих грузов.
Особые нормы времени установлены на дополнительные операции (пересчет, взвешивание, перевеска груза и т. д.), выполняемые в пунктах погрузки-разгрузки.
За время нахождения автомобиля (автопоезда) в пункте погрузки и разгрузки сверх основной нормы, но в пределах дополнительного времени, грузоотправитель или грузополучатель оплачивает за каждую минуту простоя.
При простое автомобиля сверх установленных норм времени (включая дополнительные) грузополучатель или грузоотправитель оплачивает за каждую минуту простоя.
Средствами механизации погрузочно-разгрузочных работ являются подвижной состав, оборудованный приспособлениями для самопогрузки и саморазгрузки, или погрузочно-разгрузочные механизмы.
Саморазгружающийся подвижной состав и автомобили-самопогрузчики применяют при рассредоточенных грузопотоках и небольших (до 15—20 км) расстояниях перевозки; при массовых перевозках и больших расстояниях применяют преимущественно погрузочно-разгрузочные механизмы, не связанные с подвижным составом.
К саморазгружающемуся подвижному составу относятся: автомобили-самосвалы, самосвальные прицепы и полуприцепы, автомобили-цистерны для перевозки цемента, муки и строительных растворов.
К самопогрузчикам относятся автомобили: оборудованные кранами; с навесными приспособлениями — мешко-погрузчиками; с грузоподъемными задними бортами.
Автомобили-самопогрузчики Львовского завода автопогрузчиков имеют гидравлический кран, расположенный между кабиной н платформой автомобиля, и могут грузить любые штучные грузы как на свою платформу, так и на платформу рядом стоящего автомобиля.
Грузоподъемным задним бортом называется площадка, которую устанавливают на автомобиле вместо обычного заднего борта Борт с грузом (бочки, ящики) поднимается и опускается при помощи механического или гидравлического подъемного механизма.
Для погрузки строительных грузов используют экскаваторы, бункера, транспортеры, погрузчики, краны с ковшами и грейферными захватами, а для выгрузки — пневматические перегружатели и гидравлические разгружатели, смывающие сыпучий груз сильной струей воды.
При погрузке и выгрузке сельскохозяйственных грузов применяют бункера, зерно- и свекло-погрузчики и автомобилеподъемники, позволяющие разгружать автомобиль и прицепы за 3—4 мин.
Внедряются самоходные разгрузчики автомобилей и автопоездов, навесное приспособление которых монтируется на автопогрузчике.
Автомобиль наезжает на платформу навесного приспособления двумя колесами (передним и задним). Максимальный угол наклона 40°.
Для погрузки и выгрузки тарно-штучных грузов применяют краны и погрузчики, а для перемещения и погрузки, кроме того, ленточные и пластинчатые транспортеры, монорельсы с тельферами (электроталями), элеваторы и рольганги.
Там, где погрузка-выгрузка штучных грузов не носит постоянного характера, используют передвижные краны и автомобили-самопогрузчики.
Когда погрузка и выгрузка тарно-штучных грузов связана со
значительными перемещениями грузов или поддонов с грузами по территории
погрузочной площадки или склада, широко используют автопогрузчики или
аккумуляторные погрузчики с вилочными захватами.
Пропускной способностью погрузочно-разгрзочного пункта называется количество груза (в тоннах), которое может быть погружено или выгружено за 1 ч работы пункта. Она зависит от количества постов погрузки или разгрузки и времени, необходимого для погрузки или выгрузки 1 т груза. Расстановка автомобилей на погрузочно-разгрузочных постах может быть боковой (рис. 116, а), торцовой (рис. 116, б) и косоугольной (рис. 116, в). Для автопоездов наилучшей является боковая установка под погрузку, исключающая маневрирование и позволяющая загружать одновременно автомобиль и прицепы. Расстояние между автомобилями, стоящими под погрузкой (разгрузкой) друг за другом, должно быть не менее 1 м, а между автомобилями, стоящими рядом, — не менее 1,5 м. Водитель должен поставить автомобиль так, чтобы обеспечить удобство погрузки (разгрузки) и возможность применения средств механизации. |
Рис. 116. Расстановка автомобилей на погрузочно-разгрузочных постах