Для движения грузового транпорта в сложных дорожных условиях существуют определённые правила.
Крутые и затяжные подъемы преодолевают на низшей передаче раздаточной коробки и первой или второй передачах коробки передач.
Скорость движения на спусках выдерживают в зависимости от состояния дороги и условий видимости. Крутой спуск преодолевают на одной из низших передач, притормаживая автомобиль ножным тормозом или тормозом замедлителем.
При движении по скользким и обледенелым дорогам недопустимы крутые и резкие повороты, резкое торможение, а также поворот с одновременным торможением.
Водитель должен заранее предвидеть изменение обстановки и своевременно плавно снизить скорость или изменить направление движения при усложнении обстановки; при необходимости тормозить автомобиль без выключения сцепления.
Невысокие пороги, глубокую колею, небольшие узкие канавы рекомендуется преодолевать не под прямым углом. Вести автомобиль по полю с грядками нужно, пересекая борозды наискось.
Для преодоления заболоченного участка снижают давление воздуха в шинах, включают понижающую передачу раздаточной коробки и вторую или третью передачу коробки передач, включают передний ведущий мост и блокируют межосевой дифференциал (КрАЗ).
Начинать движение нужно плавно, не допуская пробуксовывания колес. При пробуксовывании колес надо отъехать назад для разгона. Двигаться по заболоченному участку следует без остановок и крутых поворотов. Для остановки выбрать более сухое место.
Особую внимательность должен проявлять водитель при движении по грязной проселочной дороге в темное время суток. Несмотря на исправное состояние фар при движении на поворотах, пересечении оврагов и т. п., не следует превышать скорость более 30—35 км/ч.
Водители транспортного управления отмечают следующие особенности вождения большегрузных автопоездов.
Трогаться с места нужно обязательно на первой передаче. После непродолжительного, но интенсивного разгона быстро, но плавно набирать скорость, переходя с низших передач на высшие.
На ровных участках дороги автомобиль с одним-двумя прицепами может двигаться со скоростью 40—60 км/ч, но нужно быть очень внимательным, чтобы возможные препятствия (выбоина, колея или другие повреждения проезжен части дороги) объезжать без резких поворотов рулевого колеса.
Крутые подъемы преодолевают на первой передаче с начала подъема, затяжные — с разгона, набирая скорость 40—50 км/ч, а затем плавно переключают передачи с высшей на низшую, не теряя разгона.
На крутых коротких спусках двигаются на низших передачах с одновременным притормаживанием, а на затяжных пологих спусках - на третьей или четвертой передачах.
На мокром асфальтобетонном покрытии скорость движения не должна превышать 25—30 км/ч, так как при сколько-нибудь резком торможении с более высокой скорости возможен занос прицепов и даже опрокидывание второго из них.
В условиях гололеда скорость движения на ровных участках дороги— 20—30 км/ч, на спусках 15—20 км/ч. Еще осторожнее надо тормозить, причем больше двигателем, в необходимых случаях— лучше ручным тормозом.
Карьерный автомобиль-самосвал БелАЗ-540 движется по местности со сложным рельефом и по недостаточно благоустроенным участкам в местах погрузки и образования отвалов. Он работает на коротких плечах, часто на затяжных подъемах и спусках.
Перед спуском автомобиля с грузом с уклона 6—10% необходимо включить вторую передачу коробки. При скорости 25 км/ч включить тормоз-замедлитель. При снижении скорости до 15— 20 км/ч или повышении температуры масла до 120°С выключить тормоз-замедлитель.
Далее дать автомобилю разогнаться до скорости 25 км/ч или маслу охладиться и снова включить тормоз-замедлитель.
При перегреве масла перейти на первую передачу. Перед спуском автомобиля с грузом с уклона более 10% включить первую передачу.
При скорости 15 км/ч включить тормоз-замедлитель и оставить его включенным, пока скорость движения не снизится до 10—14 км/ч или температура масла не повысится до 120°С. После этого выключить тормоз-замедлитель.
Таким образом, периодически включая и выключая тормоз-замедлитель, поддерживают необходимые скорость спуска и температурный режим гидромеханической передачи.