На автомобиле ГАЗ-66 устанавливают прерыватель-распределитель Р13-В или экранированный Р105; на автомобиле ЗИЛ-131 — Р102.
Прерыватель-распределитель Р102 (рис. 38) экранированный, герметизированный, без вакуумного регулятора опережения зажигания.
Внутренние полости прерывателя-распределителя герметизированы установкой резиновых колец 9 под корпус 7 экрана, а также в местах ввода экранированных проводников низкого напряжения в муфту 2 и высокого напряжения в муфту 6.
Места крепления экранирующих шлангов к патрубкам корпуса экрана герметизированы алюминиевыми коническими кольцами. Резиновое кольцо 1 герметизирует картер двигателя. Один из патрубков 5 корпуса экрана соединен шлангом с воздушным фильтром карбюратора, что необходимо для постоянного отсоса озона, получающегося при распределении тока высокого напряжения искрой между электродом ротора 3 и электродами крышки 8. Озон вызывает сильную коррозию деталей прерывателя-распределителя. Пластина прерывателя крепится неподвижно двумя винтами к кронштейнам корпуса прерывателя-распределителя. Зазор между контактами 12 прерывателя в пределах 0,3—0,4 мм регулируется эксцентриком 10, как и в других прерывателях. |
Рис.38. Прерыватель-распределитель Р102: а-вид сбоку; б-вид сверху
При увеличении зазора уменьшаются время и угол замкнутого состояния контактов, а поэтому уменьшается сила тока низкого напряжения; при уменьшении зазора угол и время замкнутого состояния контактов увеличиваются, поэтому возрастает сила тока в первичной цепи, но вместе с этим увеличивается э д. с. самоиндукции, индуктируемая в витках первичной обмотки, что увеличивает искрение между контактами.
В обоих случаях уменьшается напряжение во вторичной цепи зажигания.
Углом замкнутого состояния контактов называют угол поворота кулачка, при котором контакты прерывателя находятся в замкнутом состоянии.
В прерывателях для 8-цилиндровых двигателей угол замкнутого состояния контактов должен быть 28—32°.
В прерывателях-распределителях Р102, Р105, Р13-В выступы кулачка прерывателя имеют специальный профиль, при котором набегающая (передняя по ходу вращения) часть каждого выступа имеет острую кромку, обеспечивающую быстрое размыкание контактов прерывателя, а сбегающая часть выступа — пологая, способствует плавному, безвибрационному замыканию контактов прерывателя.
Эти конструктивные мероприятия обеспечивают бесперебойную работу цилиндров двигателя.
Чтобы предотвратить быструю потерю упругости пружины рычажка прерывателя от нагрева ее током, параллельно пружине установлена латунная пластина, обладающая очень малым сопротивлением.
Натяжение пружины рычажка 11 прерывателя должно быть 500—650 Г. Уголек 4 в крышке является подавительным сопротивлением.