Автомобильный портал
Тормозная аппаратура, энергоаккумуляторы. Характеристики автомобилей КАМАЗ, каталоги запчастей к автомобилям КАМАЗ, руководства по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию. Катлог сайтов и предприятий


 

Раздаточная коробка автомобиля

Раздаточная коробка служит для распределения крутящего момента между ведущими мостами автомобиля повышенной проходимости, а также для включения и выключения переднего ведущего моста.

Раздаточную коробку обычно объединяют с дополнительной двухступенчатой коробкой, позволяющей увеличить передаточные числа трансмиссии и удвоить общее количество передач.

В раздаточной коробке автомобилей КрАЗ-214Б и КрАЗ-255В привод на передний мост состоит из ведущей шестерни 4 (рис. 66), установленной на промежуточном валу 5, промежуточной шестерни 3 и ведомой шестерни 19.

Вал 1 привода переднего моста включается муфтой 2 при движении автомобиля по тяжелой дороге. Движение автомобиля по хорошим дорогам с включенным передним мостом не допускается, так как при этом увеличивается износ трансмиссии и шин, а также повышается расход топлива.

   

Коробка имеет две передачи — высшую (шестерни 11 и 16) и низшую (шестерни 7 и 18). Передачи включаются синхронизатором 17, таким же по конструкции, как и устанавливаемые в коробке передач.

При включении любой из передач крутящий момент передается к межосевому дифференциалу 13, распределяющему момент на валы 22 и 23 привода среднего и заднего ведущих мостов.

Для привода лебедки предназначена коробка отбора мощности, включаемая передвижением шестерни 8 вправо до зацепления с промежуточной шестерней 9, которая вращается от шестерни 10, закрепленной на ведущем валу 6.

Рис. 66. Раздаточная коробка автомобиля КрАЗ-255Б: а — раздаточная коробка; б — схема межосевого дифференциала: 1 — вал привода переднего моста; 2 — муфта включения привода переднего моста; 9 — промежуточная шестерня; 4— ведущая шестерня привода переднего моста; 5 — промежуточный вал; 6 — ведущий вал; 7 и 18 — шестерни низшей передачи; 8 — ведомая шестерня коробки отбора мощности; 9 и 10 — шестерни привода коробки отбора мощности; 11 и 16 — шестерни высшей передачи; 13 и 31 — шестерни привода среднего ведущего моста; 13 — межосевой дифференциал; 14 и 24 — шестерни привода заднего ведущего моем; 15 — муфта выключения межосевого дифференциала; 17 — синхронизатор; 19— ведомая шестерня привода переднего моста; 30 — крестовина дифференциала; 32 и 23 — валы привода среднего и заднего мостов

На автомобиле-самосвале КрАЗ-256 от коробки отбора мощности осуществляется привод масляного насоса подъемного механизма.

Межосевой дифференциал дает возможность колесам среднего и заднего ведущих мостов иметь различную скорость вращения при движении по неровной дороге, когда колеса каждой оси за один и тот же промежуток времени проходят разные пути.

Крестовина 20 с сателлитами дифференциала укреплена на шлицах вала раздаточной коробки. Сателлиты находятся в постоянном зацеплении с коническими шестернями, выполненными за одно целое с цилиндрическими шестернями 12 и 14.

Эти шестерни находятся в постоянном зацеплении с шестернями 21 и 24, закрепленными на валах 22 и 23.

Крутящий момент от вала 5 передается на крестовину 20 сателлитов. Далее он поровну распределяется между шестернями 12 и 14 и передается на шестерни 21 и 24, а следовательно, и на валы 22 и 23, которые через карданные передачи связаны с главными передачами среднего и заднего ведущих мостов автомобиля.

Чтобы избежать ухудшения проходимости автомобиля из-за межосевого дифференциала при движении по труднопроходимым грязным участкам дороги, применен механизм для выключения (блокировки) дифференциала.

При правом положении муфты 15 межосевой дифференциал действует, как описано выше. При перемещении муфты 15 влево ее зубья входят в зацепление с зубьями, имеющимися с правой стороны шестерни 14.

В этом случае шестерня 14 начинает вращаться с той же скоростью, что и вал 5 и крестовина 20 сателлитов. Поэтому сателлиты уже не смогут вращаться вокруг своих осей и дифференциал будет выключен (блокирован).

Движение автомобиля по хорошим дорогам с выключенным межосевым дифференциалом запрещается.

Рычаги раздаточной коробки: включения переднего моста, управления раздаточной коробкой, включения отбора мощности и выключения межосевого дифференциала расположены в кабине водителя, схемы переключений рычаговпомещены на переднем щитке кабины.

Раздаточная коробка автомобиля КрАЗ-257 аналогична описанной, но не имеет привода на передний мост.

В раздаточной коробке автомобиля ЗИЛ-131 при заднем положении рычага 1 (рис. 67) включается прямая передача (тяга 6), а при переднем положении рычага — низшая передача (тяга 5).

Для облегчения управления автомобилем в тяжелых условиях движения и предотвращения трансмиссии от перегрузок применено электропневматическое управление, обеспечивающее автоматическое включение переднего ведущего моста при включении низшей передачи в раздаточной коробке.

   

Скользящая муфта включения переднего моста перемешается при помощи пневматической днафрагменной камеры 4, воздух в которую поступает из пневматической системы через электровоздушный клапан 2.

При включении низшей передачи в раздаточной коробке микровключатель, установленный на стержне включения этой передачи, замыкает цепь обмотки электромагнита.

Рис. 67. Схема управления раздаточной коробкой автомобиля ЗИЛ-131: 1 — рычаг раздаточной коробки; 2— электровоздушный клапан включения переднего моста; 3 — трубка выпуска воздуха; 4—пневматическая диафрагменная камера включения привода переднего моста; 5 — тяга включения низшей передачи раздаточной коробки; 6 — тяга включения прямой передачи; 7 — корпус электровоздушного клапана; 8 — шток; 9 — выпускной клапан; 10 — впускной клапан; 11 — пружина; А — от тормозного крана; Б — к диафрагменной камере; В —к трубке выпуска воздуха

При этом шток 8 открывает впускной клапан 10 и закрывает выпускной клапан 9.

В результате воздух из электровоздушного клапана попадает в диафрагменную камеру и передний ведущий мост автоматически включается.

Выключение низшей передачи сопровождается размыканием цепи электромагнита. При этом давлением воздуха и усилием пружины 11 закрывается впускной клапан 10 и открывается выпускной клапан 9.

Воздух из диафрагменной камеры через трубку 3 выходит в атмосферу.

Для возможности преодоления брода глубиной до 1,5 л на раздаточной коробке и ведущих мостах автомобиля ЗИЛ-131 предусмотрены сапуны, а коробка передач и топливные баки снабжены вентиляционными трубками, выведенными выше уровня преодолеваемого автомобилем брода.

     
Copyright © 2011 AVTOKEB.RU
Автомобильный портал панель администратора
 
Создание сайта Вебцентр
 
Яндекс.Метрика

Notice: Undefined variable: _bfile in /storage/home/waliw9r4/site/www1/avtokeb/admin/site.php on line 525