Скоростной характеристикой двигателя (рис. 3) называют кривые, показывающие зависимость мощности, крутящего момента и расхода топлива от числа оборотов коленчатого вала.
![]() |
Если скоростная характеристика соответствует полному открытию дросселя карбюратора или максимальной подаче топлива насосом (у дизелей), ее называют внешней. Кривые получают по результатам испытания двигателя при различных числах оборотов, причем одновременно с замерами крутящего момента определяют часовой расход топлива (кГ/ч). Разделив часовой расход топлива на эффективную мощность двигателя, подсчитывают удельный расход топлива gе, т. е. расход в граммах на 1 л. с. мощности в час. Кривая мощности Nе по мере увеличения числа оборотов коленчатого вала круто идет вверх, так как повышаются наполнение цилиндров и крутящий момент. При превышении некоторого числа оборотов коленчатого вала (точка 3) мощность двигателя будет снижаться из-за уменьшения наполнения цилиндров и увеличения механических потерь. Рис. 3. Внешняя скоростная характеристика карбюраторного двигателя. |
Наибольший крутящий момент Ме получается при среднем числе оборотов коленчатого вала (точка 1).
Наиболее экономичный режим работы двигателя определяется наименьшим удельным расходом топлива ge и соответствует точке 2.
При понижении или повышении числа оборотов коленчатого вала от этого среднего значения удельный расход топлива увеличивается.
Наименьший удельный расход топлива у карбюраторных двигателей составляет 220—280 г/э.л. с.-ч., а у дизелей — 160—210л/э.л. с.-ч.