Устойчивый тепловой режим двигателя автоматически поддерживают термостаты, устанавливаемые на выходе охлаждающей жидкости из рубашки охлаждения головок цилиндров двигателя.
Они могут быть жидкостными и с твердым наполнителем.
![]() |
Термостат с твердым наполнителем (рис. 15) имеет баллон 1, заполненный церезином (нефтяным воском) 2 и закрытый резиновой диафрагмой 3. При температуре 70—83°С церезин плавится и, расширяясь, перемещает вверх диафрагму 3, буфер 7 и шток 4. При этом открывается клапан 5 и охлаждающая жидкость начинает циркулировать через радиатор. При снижении температуры церезин затвердевает и уменьшается в объеме. Под действием возвратной пружины 6 клапан 5 закрывается, а диафрагма 3 опускается. Для контроля за температурой в системе охлаждения служат сигнальные лампы и указатели, расположенные на щитке приборов. Датчики контрольных приборов помещаются в головках цилиндров, верхнем бачке радиатора и водяном канале впускного трубопровода двигателя (ЗИЛ-131). |
Рис.15. Термостат с твёрдыми наполнителем: а — клапан термостата закрыт; б — клапан термостата открыт