Тормозные механизмы автомобиля подразделяются:
- по их расположению на колесные и центральные (трансмиссионные);
- по форме вращающейся детали — на барабанные и дисковые;
- по виду деталей, производящих торможение, — на колодочные и ленточные.
Наибольшее распространение имеют колодочные тормозные механизмы.
В тормозном механизме задних колес автомобилей ГАЗ (рис. 91) при нажатии на педаль тормоза верхние концы колодок 1 и 3 раздвигаются поршнями колесного тормозного цилиндра 2 под давлением жидкости, поступающей в него из главного тормозного цилиндра.
Передняя тормозная колодка 1 работает по направлению вращения тормозного барабана, поэтому за счет силы трения прижимается к нему сильнее и создает большее тормозящее действие, чем задняя тормозная колодка 3, которая работает против вращения барабана и прижимается к нему с меньшей силой. При торможении автомобиля, движущегося задним ходом, сильнее прижимается к барабану задняя колодка. Общая эффективность передних и задних колодок достаточно высокая и заторможенный автомобиль ГАЗ-66 удерживается на крутых подъемах (до 32°). Для регулирования тормозов предназначены эксцентрики 4 и бронзовые эксцентриковые втулки, неподвижно посаженные на опорные пальцы 5. |
Рис. 91. Тормозной механизм задних колес автомобилей ГАЗ: 1 и 3 —тормозные колодки; 2—колесный тормозной цилиндр; 4 — эксцентрики; 5 — опорные пальцы колодок; 6—тормозной барабан
В тормозном механизме передних колес автомобиля ГАЗ-66 каждая тормозная колодка прижимается к барабану при помощи отдельного колесного тормозного цилиндра.
Колесные цилиндры соединены между собой трубкой. Обе тормозные колодки при такой конструкции работают по направлению вращения барабана, что усиливает действие тормозов.
Колодки 1 и 6 (рис. 92) тормозного механизма автомобиля ЗИЛ-131 опираются на эксцентриковые пальцы 7, закрепленные в кронштейнах опорного тормозного диска 4.
Они разжимаются кулаком 2, когда под давлением сжатого воздуха перемещается шток 9 тормозной камеры 5, воздействующий в свою очередь на рычаг 3, закрепленный на валу 10 разжимного кулака. На шлицованном конце вала 10 установлена червячная шестерня 11, а в рычаге 3-червяк 13. Поворотом червяка можно изменять положение шестерни 11 и вала 10 с кулаком 2, чем регулируется положение колодок по отношению к тормозному барабану 8. Червяк 13 стопорится шариковым фиксатором 12. Ручным (трансмиссионным) тормозом пользуются для затормаживания автомобиля на стоянке и как резервным в случае отказа или повреждения основного (ножного) тормоза. Трансмиссионный тормоз сильно нагружает механизмы трансмиссии, а при длительном притормаживании автомобиля нагревается и может отказать в работе. |
Рис 92. Колесный тормозной механизм (а) и тормозная камера (б) автомобиля ЗИЛ-131: 1 и 6 — тормозные колодки; 2 — разжимный кулак; 3 — приводной рычаг; 4 — опорный тормозной диск; 5 — тормозная камера; 7 — опорные эксцентриковые пальцы; 8 — тормозной барабан; 9 — шток тормозной камеры; 10 — вал разжимного кулака; 11 — червячная шестерня; 12 — фиксатор; 13 — червяк
При торможении ручным тормозом автомобиля ГАЗ-66 тормозные колодки 4 к 5 (рис. 93) расходятся под давлением шариков 7 разжимного стержня 8, упирающихся в скошенные концы пальцев 6 верхних концов колодок.
Нижние концы колодок имеют пальцы 2. которые опираются на конический плавающий сухарь регулировочного винта 3. Поворотом этого винта устанавливают зазор между накладками колодок и тормозным барабаном. Рис. 93. Ручной тормоз автомобиля ГАЗ-66. 1—рукоятка; 2 — пальцы нижних концов колодок; 3 — регулировочный винт; 4 и 5 — тормозные колодка, 6 — пальцы верхних концов колодок; 7 — шарики; 8 — разжимный стержень; 9 и 12 — тяги; 10 — регулировочная вилка; 11 — рычаг |
В ручном тормозе автомобиля ЗИЛ-131 (рис. 94) колодки с одной стороны упираются в палец 1, с другой — в разжимный кулак 4. Колодки отлиты из алюминиевого сплава, а в местах касания с разжимным кулаком имеют стальные цементованные сухари 5.
В средней части каждая тормозная колодка имеет прилив, которым она опирается на выступ задней крышки коробки передач. Тормозной барабан 2 крепится к фланцу 3 ведомого вала коробки передач. Ручной тормоз автомобиля КрАЗ-257 расположен за раздаточной коробкой, тормозной барабан закреплен на валу привода заднего моста. Рис. 94. Ручной тормоз автомобиля ЗИЛ-131: 1 — опорный палец; 2 — тормозной барабан; 3 — фланец; 4 — разжимный кулак; 5 —сухарь; 6 — палец; 7 — регулировочный рычаг; 8 — штанга; 9 — тяга привода; 10 — вилка; 11 — защелка; 12 — рычаг ручного тормоза |
Тормоз прогрессивного действия с двумя колодками — наружной 8 (рис. 95) и внутренней 2. Наружная колодка поворачивается на оси, закрепленной в кронштейне 9, который прикреплен к картеру раздаточной коробки.
Внутренняя колодка двумя рычагами и пальцами шарнирно связана с наружной. При торможении к барабану сначала прижимается наружная, а затем, опираясь на нее, внутренняя колодка. В результате усиливается действие тормоза и несколько сглаживается резкость торможения. На автомобилях-самосвалах БелАЗ-540 ручной тормоз ленточного типа. Рис. 95. Ручной тормоз автомобиля КрАЗ-257: 1 — тяга; 2— внутренняя тормозная колодка: 3 и 6 — эксцентриковые пальцы; 4 и 7 — гайки стяжных болтов; 5 — упорный вннт; 8 — наружная тормозная колодка; 9 — кронштейн наружной колодки |
Тормозной барабан 3 (рис. 96) закреплен на фланце ведомого вала коробки передач. Его охватывает стальная лента 2 с приклепанной фрикционной лентой.
В средней части к стальной ленте приклепано ушко 6, связанное с суппортом, закрепленным на картере коробки. К концам ленты приклепаны кронштейны 4 и 5. При перемещении рычага ручного тормоза на себя тяга 7 поворачивает нажимный кулачок 8, действующий на верхний кронштейн 5, и через стяжки— на нижний кронштейн 4; лента 2 прижимается к тормозному барабану. |
Рис. 96. Ручной тормоз автомобиля-самосвала БелАЗ-540: 1 — установочный болт; 2 — лента; 3 — тормозной барабан; 4 и 5 — кронштейны; 6 — ушко; 7 — тяга; 8 — нажимный кулачок; 9 и 11 — гайки; 10 и 12 — контргайки