Автомобильный портал
Тормозная аппаратура, энергоаккумуляторы. Характеристики автомобилей КАМАЗ, каталоги запчастей к автомобилям КАМАЗ, руководства по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию. Катлог сайтов и предприятий


 

Торможение автомобиля

При затормаживании колеса автомобиля возникает тормозной момент (рис. 140), противодействующий вращению колеса, а между колесом и дорогой появляется касательная реакция, препятствующая движению колеса.

Сумма касательных реакций тормозных колес и будет тормозной силой.

   

Максимальное значение тормозной силы так же, как и максимальное значение тяговой силы, зависит от коэффициента сцепления и от веса автомобиля, приходящегося на затормаживаемые колеса.

Правилами дорожного движения установлены нормативные значения тормозного пути и замедления автомобиля (при υа= 30 км/ч), оценивающие тормозные свойства автомобиля.

Рис. 140. Схема сил и моментов, действующих на колесо автомобиля при торможении

Автомобили, имеющие больший тормозной путь или меньшее замедление, чем указано в табл. 11, к эксплуатации не допускаются. Для определения замедления автомобиля служат специальные приборы — деселерометры.

Таблица 11

Тип автомобиля

Наибольший
тормозной
путь, м

Наименьшее
допустимое
замедление, м/сек2

Легковые

7,2

5.8

Грузовые автомобили c разрешенным максимальным весом
до 8 т и автобусы длиной до 7,5 м без нагрузки

9,5

5,0

Грузовые автомобили с разрешенным максимальным весом
более 8 т и автобусы длиной более 7,5 м

11,0

4,2

   

Деселерометр (рис. 141) укрепляют при помощи резиновых присосок на лобовом стекле автомобиля.

Теоретический тормозной путь автомобиля подсчитывается по формуле

где υa — скорость движения автомобиля, км/ч;

φ — коэффициент сцепления шин с полотном дороги.

Рис. 141. Деселерометр

Из формулы видно, что тормозной путь зависит от квадрата скорости движения автомобиля и коэффициента сцепления шин с дорогой.

Но формула выведена из условия, что приводная сила распределяется по тормозным колесам в соответствии с приходящимся на них весом (имеется в виду, что полностью используется (цепной вес на каждом из затормаживаемых колес), а это трудно достижимо, тем более, что при торможении автомобиля происходит перераспределение нагрузки между осями.

Поэтому в числитель формулы для подсчета тормозного пути вводят коэффициент Кэ эффективности торможения, который учитывает несоответстви тормозных сил на колесах приходящемуся на них сцепному весу.

Коэффициент эффективности торможения зависит от конструкции тормозов, полезной нагрузки автомобиля и технического состояния тормозов. Величину этого коэффициента можно принять: 1,3 — для легковых и 1,6—1,8 — для грузовых автомобилей и автобусов.

Общий тормозной путь автомобиля до его остановки или остановочный путь Sо — это расстояние, на котором автомобиль может быть остановлен в эксплуатационных условиях.

Этот путь больше тормозного пути Sт вследствие того, что автомобиль до начала интенсивного торможения проходит дополнительный путь за время t1 реакции водителя и за время t2 срабатывания тормозов.

Для подсчета остановочного пути используют формулу

где t1 — время реакции водителя, т. е. время от момента восприятия водителем сигнала о необходимости торможения до нажатия на педаль тормоза;
t2 — время срабатывания тормозов, т. е. время запаздывания действия тормозного привода и время нарастания тормозного усилия;
Кэ — коэффициент эффективности торможения;
υa — скорость движения автомобиля, км/ч;
φ — коэффициент сцепления.

Время t1 реакции водителя зависит от его опыта, индивидуальных особенностей и усталости. Оно колеблется от 0,4 до 1,5 сек. Время t2 срабатывания тормозов зависит от типа привода.

В среднем можно принять t2=0,2 сек для гидравлического привода и 0,6 сек для пневматического привода тормозов. Время t1+ t2 характеризует тот путь, который проходит автомобиль до начала интенсивного торможения.

Пример. Пусть t1 = 0,8 сек, t2=0,6 сек: (пневматический привод), Кэ= 1,6. Скорость движения грузового автомобиля υа = 50 км/ч, φ = 0,6. 

Тогда

При торможении не следует доводить колеса автомобиля до блокировки и полного скольжения их по дороге (юза), так как при этом возможен занос автомобиля и сильно изнашиваются шины, а при мокрой, влажной и скользкой дороге из-за снижения коэффициента сцепления увеличивается и тормозной путь.

Блокирование передних колес приводит к потере управляемости автомобиля.

Водитель автомобиля должен выбирать скорость движения в зависимости от состояния и профиля пути, видимости и обзорности дороги, изношенности шин и других факторов, влияющих на величину тормозного пути.

     
Copyright © 2011 AVTOKEB.RU
Автомобильный портал панель администратора
 
Создание сайта Вебцентр
 
Яндекс.Метрика

Notice: Undefined variable: _bfile in /storage/home/waliw9r4/site/www1/avtokeb/admin/site.php on line 525