Автомобильный портал
Тормозная аппаратура, энергоаккумуляторы. Характеристики автомобилей КАМАЗ, каталоги запчастей к автомобилям КАМАЗ, руководства по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию. Катлог сайтов и предприятий


 

Тяговый баланс автомобиля

При движении автомобиля тяговая сила на ведущих колесах и каждый данный момент равна сумме внешних сил сопротивления, т. е. силе сопротивления качению, силе сопротивления воздуха, силе сопротивления подъему и силе сопротивления разгону.

Если это равенство записать в виде формулы, то получим тяговый баланс автомобиля. Изменение тяговой силы, подводимой к ведущим коксам, в зависимости от скорости движения автомобиля и передачи в коробке передач показано на рис. 139.

   

Максимальная тяговая сила достигается на первой передаче. На каждой из передач тяговая сила имеет максимальное значение при определенной скорости, снижаясь далее с повышением скорости движения.

Такой характер изменения тяговой силы определяется характером изменения крутящего момента Ме двигателя в зависимости от скорости вращения коленчатого вала.

Если на рис. 139 провести кривую, соответствующую силе сопротивления качению, от нее отложить значения силы сопротивления воздуха и провести кривую сумму этих сил, то получим график тягового баланса автомобиля.

Этот график показывает, что, например, при скорости υ1, отрезок аб равен силе Рƒ сопротивления качению, отрезок бв—силе Рw сопротивления воздуха, следовательно, отрезок ав равен сумме сил Рƒ и Pw.

Рис.139. График тягового баланса автомобиля ЗИЛ-130: I-V-кривые тяговой силы на первой, второй, третьей, четвёртой и пятой передачах коробки передач

Так как кривая суммы сил сопротивления движению в точке в пересекает кривую тяговой силы Рk, на V передаче, то в этой точке тяговая сила полностью затрачивается на преодоление сил сопротивления качению и сопротивления воздуха, т. е. автомобиль движется равномерно с максимальной возможной скоростью при заданных дорожных условиях (заданном коэффициенте сопротивления качению).

При скорости υ2 отрезок ав тоже равен сумме сил Pƒ и Рw, но в данном случае тяговая сила Рk больше указанной суммы сил. Отрезок вг представляет собой запас Рз тяговой силы, который может быть использован на ускорение движения автомобиля, преодоление подъёма и буксирование прицепа.

Таким образом, график тягового баланса автомобиля может быть использован для решения практических задач, т. е. для определения максимальной скорости движения автомобиля, максимального угла подъема дороги, веса буксируемого прицепа и ускорения автомобиля при разгоне.

Пример 1. При скорости 35 км/ч и движении автомобиля на подъем уклоном i=6% = 0.06 определим допустимый вес прицепа.

При заданной скорости по графику (см. рис. 139) определяем запас тяговой силы, который равен 240 кГ. Приближенно можно принять, что этот запас тяговой силы затрачивается на преодоление сопротивления движению прицепа.

Тогда

Рз = 0,06·Gп =240 кГ, где Gп — полный  вес прицепа.

Отсюда находим

Gп = 240/0,06=4000 кг.

2. Определим при той же скорости (35 км/ч) максимальную величину подъема, преодолеваемого автомобилем на пятой передаче.

Выше было указано, что сила сопротивления подъему равна произведению веса автомобиля на уклон i дороги. Тогда, приравнивая запас тяговой силы силе сопротивления подъему, получим

Рз = 240 = Gа, i, где Gа — полный вес автомобиля.

Для автомобиля ЗИЛ-130 Gа =9525 кГ.

Окончательно получим

i=240/9525=0,0252≈%

     
Copyright © 2011 AVTOKEB.RU
Автомобильный портал панель администратора
 
Создание сайта Вебцентр
 
Яндекс.Метрика

Notice: Undefined variable: _bfile in /storage/home/waliw9r4/site/www1/avtokeb/admin/site.php on line 525