Коленчатые валы штампуют из стали или отливают из магниевого чугуна (ЗМЗ-66). Последние проще в изготовлении и позволяют выполнить все шейки полыми.
На рис. 8, а показана схема четырехонапорного коленчатого вала шестицилиндрового двигателя ЯМЗ-236, а на рис. 8, б — пятиопорного коленчатого вала восьмицилиндровых двигателей ЗМЗ-66, ЗИЛ-131 и ЯМЗ-238.
Рис.8. Схемы коленчатых валов шестивосьмицилиндровых V-образных двигателей
Правый и левый шатуны каждого цилиндра устанавливаются рядом на одну шейку коленчатого вала.
Коренные шейки коленчатого вала имеют больший диаметр, чем шатунные; для подвода масла от коренных шеек к шатунным просверливают наклонные каналы.
Полости полых шатунных шеек представляют собой грязеуловители, которые при ремонте можно очищать, отвертывая пробки. Эти пробки для предотвращения самоотвертывания раскернивают.
Для уравновешивания центробежных сил и ослабления вибрации двигателя применяют противовесы 18 (см. рис 7) которые выполняют двигателя как одно& целое с валом или крепят к щекам вала винтами (ЯМЗ).
Двигатели ЯМЗ имеют, кроме того, выносные противовесы 19 на носке коленчатого вала и на маховике.
Рис. 9. Передний конец коленчатого вала и привод распределительного вала двигателя ЗМЗ-66
В коренных подшипниках коленчатых валов двигателей ЗИЛ, ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 применяют сталеалюминиевые вкладыши.
Вкладыши коренных подшипников двигателей Заволжского моторного завода изготовляют из трехслойной ленты: стальная лента, металлокерамический подслой (60% меди и 40% никеля) и антифрикционный свинцовистый сплав СОС-6-6.
Коренные подшипники двигателей ЯМЗ-240 роликовые, их внутренними обоймами являются шейки коленчатого вала.
Осевые нагрузки коленчатого вала в большинстве двигателей воспринимаются упорной стальной шайбой 8 (рис. 9) и стальными, залитыми с одной стороны баббитом, шайбами 6 и 7, расположенными по обе стороны переднего коренного подшипника.
Передняя шайба 7 стороной, залитой баббитом, обращена к упорной шайбе 8. Задняя шайба 6 стороной, залитой баббитом, обращена к щеке коленчатого вала.
В двигателях ЗИЛ упорные шайбы имеют медноникелевый подслой, покрытый сплавом СОС-6-6.
В двигателях ЯМЗ осевые нагрузки воспринимаются бронзовыми полукольцами, расположенными в заднем коренном подшипнике.
Осевой зазор коленчатого вала в двигателях ЗМЗ составляет 0,075— 0,175 мм, в двигателях ЯМЗ — 0,121 — 0,265 мм.