Вентиляция картера необходима для охлаждения масла, освобождения картера от проникающих туда через неплотности поршневых колец отработавших газов, паров топлива и воды, разжижающих и загрязняющих масло, и для предотвращения попадания газов из картера в кузов или кабину.
Рис. 20. Вентиляция картера двигателя: а-ЗМЗ-66; б —ЗИЛ-131
Вентиляция картера двигателя ЗМЗ-66—открытая. Нижний конец отсасывающей трубки 2 (рис. 20, а) имеет косой срез, направленный назад.
При движении автомобиля у среза создается разрежение, в результате которого газы отсасываются из картера.
Разрежение из картера передается в маслоналивную горловину и туда поступает воздух, очищенный в фильтре 1 с набивкой из капронового волокна.
Маслоотражатель 3 препятствует выбрасыванию брызг масла из двигателя.
Вентиляция картера двигателя ЗИЛ-131—принудительная; она осуществляется соединением картера с впускным трубопроводом (рис. 20, б).
Свежий воздух поступает в картер через воздушный фильтр 1, установленный на маслоналивной горловине. В систему вентиляции картера включен клапан 6, установленный на впускном трубопроводе.
Перед клапаном расположен маслоуловитель 7, отделяющий частицы масла от газов, отсасываемых из картера.
Когда дроссели карбюратора прикрыты под действием большого разрежения во впускном трубопроводе, клапан 6, поднимаясь вверх, входит верхним ступенчатым концом в отверстие штуцера 5, уменьшая проходное сечение канала.
При полном открытии дросселей, когда разрежение во впускном трубопроводе снижается, клапан 6 под действием собственного веса опускается и полностью открывает проходные отверстия.
Для отключения системы вентиляции, что необходимо для создания избыточного давления в картере, препятствующего попаданию в него воды во время преодоления бродов, установлен кран 4.