При частом торможении автомобиля, например при работе в горных условиях, повышается температура тормозных механизмов, вследствие чего снижается коэффициент трения между фрикционными накладками колодок и тормозным барабаном и, следовательно, эффективность торможения.
Одновременное торможение двигателем и колесными тормозными механизмами приводит к уменьшению пути торможения и способствует продлению срока службы тормозных механизмов.
Еще больший тормозной эффект достигается при установке на автомобиле тормоза-замедлителя.
Например, создается противодавление на выпуске, когда двигатель используется как компрессор.
Для увеличения противодавления на выпуске при торможении автомобиля перекрывают выпускной трубопровод перед глушителем заслонкой, управляемой из кабины водителя (КрАЗ-256Б). Одновременно прекращают подачу топлива в цилиндры двигателя.
На автомобилях БелАЗ-540 и БелАЗ-540А устанавливают гидродинамический тормоз-замедлитель лопастного типа, расположенный в гидромеханической передаче.
Ротор 1 (рис. 102) этого тормоза имеет криволинейные лопатки и крепится на ведущем валу коробки передач. Включают тормоз педалью 7. При этом кран 5 управления сообщает надпоршневую полость пневмопереключателя с воздушным баллоном 8 и поршень 4, перемещаясь вниз под действием сжатого воздуха, передвигает золотник 3. Поток масла из гидравлической системы гидромеханической передачи автомобиля направляется в корпус 10, имеющий такие же и шатки, как и ротор. |
Рис. 102. Схема гидродинамического тормоза-замедлителя: 1—ротор; 2 — гильза золотника; 3 — золотник; 4 — поршень пневмопереключателя; 5 — кран управления; 6 —толкатель; 7 — педаль; 8 — воздушный баллон; 9 — пружина золотника; 10 — корпус тормоза-замедлителя; А — в масляный радиатор; Б — от насоса гидротрансформатора
При отпускании педали надпоршневая полость пневмопереключателя краном 5 сообщается с атмосферой и золотник 3 под действием пружины 9 перемещается вверх, сообщая корпус 10 с масляным радиатором гидротрансформатора.
Гидродинамический тормоз-замедлитель прост по устройству, имеет достаточно большую энергоемкость при сравнительно небольших размерах, отличается плавностью включения.
Тормоз-замедлитель дает тормозной эффект только при включенной передаче в коробке передач.
Включать его надо с некоторым опережением, т. е. не доезжая до начала спуска.