Клапаны газораспределения имеют тарельчатую плоскую головку; для лучшего наполнения цилиндров диаметр головки впускного клапана делают больше, чем выпускного.
Рабочую поверхность головки клапана наплавляют жаро- и износостойким сплавом, стержень хромируют. На стержне клапана выполняется кольцевая выточка, в которую вставляют два сухаря для крепления пружины.
При верхнем расположении клапанов иногда устанавливают не одну, а две пружины на каждый клапан (см. рис. 7), чем достигаются уменьшение размеров пружин и большая надежность.
Направление витков внутренней и наружной пружин должно быгь разным, чтобы при поломке одной из них ее витки не могли попасть между витками другой.
Выпускные клапаны двигателей ЗМЗ-66 и ЗИЛ-131 выполняют полыми (рис. 12, а).
Для лучшего охлаждения внутренние полости клапанов заполняют металлическим натрием, который имеет высокую теплопроводность и температуру плавления 98°С. При движении клапана расплавленный натрий, перемещаясь внутри стержня, переносит тепло от головки к стенкам стержня, которое затем передается направляющей втулке. Выпускные клапаны двигателей ЗИЛ принудительно поворачиваются, что предотвращает их заедание и обгорание. Механизм поворота состоит из неподвижного корпуса 2, пяти шариков 3 с возвратными пружинами 7, дисковой пружины 6 и упорной шайбы 4. Корпус 2 устанавливается на направляющей втулке 1 клапана в углублении головки цилиндров и имеет секторные пазы для шариков 3. Упорная шайба 4 и дисковая пружина 6 с зазором надеты на выступ корпуса 2. При закрытом клапане, когда усилие его пружины 5 невелико, дисковая пружина 6 (рис. 12, б) выгнута наружной кромкой кверху, а внутренней кромкой опирается на заплечик корпуса. |
Рис. 12. Выпускной клапан с механизмом его поворота
Когда открывается клапан, усилие пружины 5 увеличивается, дисковая пружина 6 распрямляется (рис. 12, в), между внутренней ее кромкой и заплечиком корпуса 2 появляется зазор.
Усилие пружин 7 передается на шарики 3 и они, перекатываясь по секторным пазам корпуса, поворачивают дисковую пружину и упорную шайбу, а следовательно, пружину клапана и клапан.
При закрытии клапана усилие его пружины уменьшается, дисковая пружина 6 прогибается и упирается в заплечик корпуса, освобождая шарики 3, которые под действием пружин 7 возвращаются в исходное положение.