Гидравлический тормозной привод обеспечивает одновременное включение тормозных механизмов всех колес автомобиля и плавность торможения. Он прост по конструкции, его приборы имеют меньший вес, детали хорошо смазываются тормозной жидкостью.
Жидкость для заполнения системы гидравлического привода сцепления и тормозов должна отличаться небольшим изменением вязкости при изменении температуры, высокой температурой кипения и низкой температурой застывания, не должна разрушать резиновые детали и вызывать коррозию металла.
В качестве тормозной жидкости применяют спирто-касторовые (БСК и ЭСК) и гликолевую (ГТЖ-22) смеси. Уровень жидкости в главном тормозном цилиндре необходимо поддерживать на 15—20 мм ниже края заливного отверстия.
На всех легковых автомобилях, а также автобусах и грузовых автомобилях не выше третьего класса применяют гидростатические или гидровакуумные одно- или двухконтурные тормозные приводы.
Одноконтурный гидростатический тормозной привод наиболее прост. Он состоит из четырех рабочих гидроцилиндров, встроенных в барабанные тормозные механизмы колес, однополостного главного тормозного цилиндра и общей напорной гидролинии.
Для уменьшения усилия, прикладываемого водителем к педали, применяют вакуумные или гидровакуумные (ГАЗ-66) усилители.
Одноконтурный гидровакуумный тормозной привод автомобилей ГАЗ-52-04, ГАЗ-53-12 и ГАЗ-66 обеспечивает легкость управления за счет применения гидровакуумного усилителя. Однако ему свойственны второй и третий недостатки гидростатического тормозного привода.
Двухконтурный гидровакуумный тормозной привод автомобилей ВАЗ обеспечивает легкость управления за счет применения вакуумного усилителя, уменьшает вероятность одновременного отказа дисковых передних и барабанных задних тормозных механизмов вследствие поступления жидкости в их рабочие цилиндры по двум независимым напорным гидролиниям и устраняет раздельную блокировку колес за счет питания задних рабочих цилиндров через регулятор давления тормозной жидкости.
При гидровакуумном усилителе разрежение во впускном трубопроводе двигателя используется для создания дополнительного давления жидкости в гидравлическом приводе тормозов.
Камера гидровакуумного усилителя (рис. 100) имеет диафрагму 2.
Полости камеры шлангами сообщаются с впускным трубопроводом
двигателя (или с атмосферой) через клапан управления. При нажатии на
педаль тормоза жидкость из главного тормозного цилиндра 11 через шариковый
клапан 8 в поршне 7 цилиндра усилителя протекает к колесным тормозным
цилиндрам.
Одновременно она давит на поршень 6 клапана управления, который при определенном усилии на педали тормоза, перемещаясь, закрывает вакуумный клапан 4 и открывает воздушный клапан 5. Воздух из атмосферы через воздушный фильтр, клапан управления и шланг поступает в левую полость усилителя. Правая полость усилителя при этом остается соединенной с впускным трубопроводом двигателя. В результате разности давлений в левой и правой (находящейся под разрежением) полостях усилие передается через диафрагму 2 и ее толкатель на поршень 7, чем и создается дополнительное давление в гидравлическом приводе. |
Рис.100. Схема работы гидровакуумного усилителя тормозов: 1-запорный клапан; 2-диафрагма; 3-пружина; 4-вакуумный клапан; 5-воздушный клапан; 6-поршень клапана управления; 7-поршень цилиндра усилителя; 8-шариковый клапан; 9-перепускные клапаны; 10-толкатель; 11-главный тормозной цилиндр
После освобождения педали тормоза обе полости камеры усилителя окажутся под разрежением, диафрагма 2 вместе с толкателем пружиной 3 будет отведена в исходное положение, выступ толкателя 10 откроет шариковый клапан 8 в поршне 7.
Жидкость, вытесненная при торможении в магистраль, возвратится в главный тормозной цилиндр, тормозная система будет расторможена.
Жидкость, вытесненная при торможении в магистраль, возвратится в главный тормозной цилиндр, тормозная система будет расторможена.
Для удаления воздуха из усилителя предназначены перепускные клапаны 9. Между впускным трубопроводом двигателя и гидровакуумным усилителем установлен запорный пластинчатый клапан разобщающий их при остановке двигателя.
Гидровакуумный усилитель работает надежно и не требует регулировки. Однако время растормаживания колес автомобиля после отпускания педали тормоза несколько больше, чем у автомобиля без усилителя.