Основные неисправности стартеров: стартер не включается, уменьшение мощности и скорости вращения якоря стартера, включение стартера сопровождается повторяющимися ударами шестерни о зубчатый венчик маховика, пробуксовка муфты свободного хода.
- Стартер не включается вследствие следующих причин: сильный разряд и окисление штырей батареи, неплотное крепление наконечников проводов к штырям батареи, сильное окисление и эрозия контактов и контактных дисков тягового реле и реле включения, обрыв цепи втягивающей обмотки тягового реле, загрязнение и замасливание коллектора, износ щеток, загрязнение и замасливание коллектора якоря генератора (для стартеров, имеющих реле включения).
- Снижение мощности стартера и скорости вращения якоря происходит вследствие малой емкости и напряжения батареи, а также увеличения сопротивления в контактных соединениях цепи стартера (в местах крепления наконечников проводов, окисления контактного диска тягового реле, износе щеток и уменьшения упругости их пружин, загрязнении и замасливании коллектора якоря), заедания вала якоря в подшипниках.
- Повторяющиеся удары шестерни привода о зубчатый венчик маховика при включении стартера возникают в случае сильного разряда батареи, обрыве удерживающей обмотки тягового реле и неправильной регулировке реле включения.
- Пробуксовка муфты свободного хода происходит из-за сильного износа роликов и заедания толкателей муфты.
При техническом обслуживании стартера грязь и масло с коллектора и зажимов удаляют тряпкой, смоченной в бензине, а окисленные и эрозированные поверхности зачищают стеклянной шкуркой щетки, изношенные более 25% по высоте, и ослабленные пружины щеток заменяют новыми.
Увеличение сопротивления в цепи стартера вследствие плохих контактов сопровождается значительным уменьшением силы тока, а поэтому снижаются крутящий момент на валу якоря, скорость вращения якоря и мощность стартера.
При замасливании и загрязнении коллектора якоря генератора не будет проходить ток из батареи через генератор в обмотку реле включения и поэтому стартер не будет включаться.
В момент включения стартера при разряженной батарее напряжение ее резко надает, поэтому уменьшается сила тока в обмотке реле включения и под действием пружины якорька происходит размыкание контактов реле, а следовательно, и выключение цепи стартера.
После выключения стартера напряжение батареи снова увеличивается, а ток, поступающий в обмотку реле включения, снова вызывает включение стартера и т. д.
Шестерня привода стартера будет периодически включаться и выключаться.
Аналогичное явление происходит в случае неправильной регулировки реле включения, когда момент замыкания контактов будет происходить при напряжении более 8 в.
В случае обрыва удерживающей обмотки тягового реле в момент включения стартера закорачивается втягивающая обмотка реле, тока в ней не будет и тогда возвратная пружина привода выведет шестерню привода из зацепления с зубчатым венчиком маховика.
После этого стартер снова включится в цепь, а шестерня привода опять войдет в зацепление.
Проверка работы стартеров - стенд для проверки стартеров позволяет испытывать стартеры в режиме холостого хода, в режиме полного торможения, а также проверять муфту свободного хода на пробуксовку. Испытываемый стартер прикрепляют болтами к плите, а к зажимам стартера подключают проводники согласно схеме