Стенд для проверки стартеров (рис. 129) позволяет испытывать стартеры в режиме холостого хода, в режиме полного торможения, а также проверять муфту свободного хода на пробуксовку.
Испытываемый стартер прикрепляют болтами к плите 11, а к зажимам стартера 7 подключают проводники согласно схеме, приведенной на рис. 129.
Сила тока в цепи стартера измеряется амперметром 8, а напряжение на зажимах стартера — вольтметром 9. Параллельно амперметру подключен шунт 5. Тахометром 18 измеряют скорость вращения якоря стартера. Трос тахометра соединен с валом 19 привода. Тахометр к валу якоря стартера подключают при помощи рычага 16, который через муфту 15 вдвигает шлицованный валик 14 и резиновый наконечник 13 в центровое отверстие вала якоря. В нерабочем положении пружина 17 устанавливает рычаг 16 с наконечником 13 в исходное положение. Кнопкой 6 включают цепь обмотки тягового реле 10. |
Рис. 129. Схема стенда для испытания стартеров: а — схема стенда; б — привод гидравлического динамометра; 1 —стол; 1 — манометр; 3 — датчик динамометра; 4 — аккумуляторная батарея; 5 — шунт в цепи амперметра; 6 — кнопка включения; 7 — стартер; 8 —амперметр; 9 — вольтметр 10 — тяговое реле; 11— плита стола; 12— шестерня стартера; 13— резиновый наконечник 14 — шлицованный валик; 15 — муфта; 16 — рычаг; 17 — возвратная пружина; 18 — тахометр; 19 — вал привода тахометра; 20 — масло; 21 — резиновая диафрагма; 22 — шток датчика; 23 — рычаг
Испытание стартера в режиме полного торможения якоря:
При испытании стартера крутящий момент замеряют гидравлическим динамометром, состоящим из рычага 23, датчика 3, заполненного веретенным или трансформаторным маслом 20, и манометра 2 со шкалой, проградуированной в килограммометрах.
Усилие от шестерни 12 стартера на шток 22 датчика передается рычагом 23.
Перед испытанием устанавливают на стол 1 динамометр, а на шестерню 12 стартера рычаг 23, конец которого упирают в шток 22.
Кнопкой 6 включают стартер на 3—4 сек и запоминают показания динамометра и амперметра.
При включении стартера его шестерня поворачивает рычаг 23, который давит на шток 22 и через диафрагму 21 сжимает масло в рабочей полости датчика. Давление масла передается в манометр 2 и вызывает отклонение стрелки.
Для определения состояния стартера сопоставляют показания амперметра и динамометра с величинами технических условий на испытание стартера.
Например, стартеры СТ130 и СТ2 считаются исправными, если при полном торможении якоря они потребляют силу тока не более 650 а и развивают крутящий момент не менее 3 кГм, а стартер СТ103 — силу тока не более 850 а и крутящий момент не менее 6 кГм.
Проверка муфты свободного хода на пробуксовку производится при испытании стартера в режиме полного торможения якоря при снятой защитной ленте со стороны щеток.
В момент включения стартера нужно посмотреть на коллектор; если якорь вращается, то муфта пробуксовывает.
Испытание стартера в режиме холостого хода:
К торцу вала якоря рычагом 16 поджимают резиновый наконечник 13 привода тахометра, а кнопкой 6 включают стартер и через 20—30 сек читают показания амперметра и тахометра.
Если скорость вращения якоря на холостом ходу ниже, а сила тока выше или ниже величин, приведенных в технических условиях, то стартер следует отправить в ремонт.
Исправные стартеры СТ2 и СТ130-Б на холостом ходу потребляют силу тока не более 80а и развивают скорость вращения якоря не менее 3500 об/мин, а стартер СТ103 — силу тока не более 110 а при 5000 об/мин.
Испытание стартера следует проводить при исправной и полностью заряженной аккумуляторной батарее, емкость которой должна быть не меньше емкости батареи, с которой работает стартер на автомобиле. Все зажимы крепления проводников должны быть чистыми и плотно затянутыми.
Регулировка положения шестерни привода в стартерах СТ130-Б и СТ2:
Для этого подсоединяют стартер к аккумуляторной батарее через последовательно включенную лампу.
В стартере СТ130-Б снимают крышку тягового реле, нажимают на якорек 21 (см. рис. 42) до момента замыкания контактным диском 19 зажимов 18 тягового реле; момент замыкания контролируется свечением лампы; при этом положении расстояние между торцом шестерни 2 и упорным кольцом 1 должно составлять от 2 до 4 мм.
При необходимости зазор регулируют ввертыванием или вывертыванием винта 23 после отъединения его от рычага 25. В стартере СТ2 эта регулировка производится при снятом тяговом реле.
В стартере СТ130-Б исходное положение шестерни с расстоянием 32—35 мм между торцом шестерни и плоскостью фланца крепления стартера регулируют, как и в стартерах СТ130, СТ113 и других, винтом упора рычага, ввернутым в крышку 24.
В стартере СТ103 момент замыкания контактным диском 3 (см. рис. 43) зажимов тягового реле регулируют винтом 6, ввернутым в якорек реле, после отъединения серьги 7 от рычага 8.
Контактный диск должен замыкаться с зажимами реле при расстоянии между торцом шестерни 10 и упорным кольцом 12, равном 11,7 мм.
Момент замыкания контактов реле включения стартеров СТ2 и СТ103-Б регулируют изменением упругости пружины 31 якорька (см. рис. 42, б).
Контакты реле должны замыкаться при напряжении питания обмотки реле от аккумуляторной батареи, равном 6—8 в.