Ручные тормоза автомобиля имеют механический тормозной привод, а ножные пневматический привод (ЗИЛ-131, КрАЗ-257, БелАЗ-540), гидравлический привод (ГАЗ-66), пневмогидравлический (Урал-375, Урал-377).
Пневматический тормозной привод обеспечивает эффективное затормаживание автомобиля при небольшом усилии на педаль, а также простое и надежное торможение прицепов. Двухцилиндровый компрессор приводится в действие ремнем от шкива коленчатого вала через шкив вентилятора (ЗИЛ-131), или ремнем от шкива вентилятора (двигатели ЯМЗ). Система смазки компрессора— принудительная, масло подается под давлением из главной масляной магистрали двигателя через штуцер в задней крышке. Охлаждение — жидкостное, вода поступает в рубашку головки и блока цилиндров компрессора из системы охлаждения двигателя.
Гидравлический тормозной привод обеспечивает одновременное включение тормозных механизмов всех колес автомобиля и плавность торможения. Он прост по конструкции, его приборы имеют меньший вес, детали хорошо смазываются тормозной жидкостью. Жидкость для заполнения системы гидравлического привода сцепления и тормозов должна отличаться небольшим изменением вязкости при изменении температуры, высокой температурой кипения и низкой температурой застывания, не должна разрушать резиновые детали и вызывать коррозию металла.
Основным недостатком пневматического и гидравлического тормозных приводов является отказ всей тормозной системы в случае повреждения какого-либо трубопровода.
Для устранения этого недостатка, а следовательно, и повышения безопасности движения внедряются раздельные (двухконтурные) приводы (ВАЗ-2101 «Жигули», ГАЗ-24 «Волга», автобусы ПАЗ-672 и ЛиАЗ-677), когда колесные тормозные механизмы имеют как бы два самостоятельных параллельно действующих привода, при повреждении одного из которых тормозная система сохраняет свою работоспособность.
Колесные тормозные механизмы легковых автомобилей имеют устройства, автоматически поддерживающие нормальный зазор между тормозным барабаном и фрикционными накладками тормозных колодок.
В колесный тормозной цилиндр 4 (рис. 101, а) запрессованы упорные разрезные кольца 3, на внутренней поверхности которых нарезана прямоугольная резьба с шириной канавки 3,5 мм.
В кольца ввернуты поршни 2, имеющие ширину канавки резьбы 1,5 мм. Для перемещения упорных разрезных колец 3 внутри цилиндров требуется усилие в 50—60 кГ.
Если автомобиль затормаживается при увеличенном зазоре между накладками тормозных колодок 1 и барабаном 5, то после перемещения поршней 2 в пределах зазора в резьбе (2 мм) силой давления тормозной жидкости, превышающей 60 кГ, поршни дополнительно переместятся вместе с кольцами 3 до прижатия тормозных колодок к барабану (рис. 101,б). Перемещением колец 3 в новое положение и достигается автоматическая установка необходимого зазора между фрикционными накладками тормозных колодок и барабаном. |
Рис. 101. Схема устройства для автоматической регулировки зазора между тормозным барабаном и накладками тормозных колодок: а — первоначальное положение упорных колец; б — положение колец при устранении зазора