Автомобильный портал

ОсОО Камэкспорт
Бишкек
+996 (555) 986886

Тормозная аппаратура, энергоаккумуляторы. Характеристики автомобилей КамАЗ, каталоги запчастей к автомобилям КамАЗ, руководства по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию. Катлог сайтов и предприятий


 

Занос автомобиля

Занос автомобиля при движении на повороте возможен тогда, когда центробежная сила Рц (см. рис. 142) достигнет значения, равного силе сцепления.

Из этого условия определяется предельная скорость движения автомобиля на повороте из условия бокового заноса

υа=11,3√φR км/ч, где φ — коэффициент сцепления шип с полотном дороги.

Боковой занос обычно наступает раньше, чем опрокидывание. Схема, приведенная на рис. 142, не учитывает поперечного крена кузова.

Под действием силы Рц кузов наклоняется на угол 6—7°, происходит боковое смещение центра тяжести автомобиля и дополнительное изменение вертикальных реакций на правых и левых колесах.

Поэтому при учете крена кузова предельные скорости на повороте окажутся на 10—15% меньше значений, подсчитанных по приведенным выше формулам.

   

При движении автомобиля по дороге, имеющей поперечный уклон (рис. 144), возникает боковая сила, равная поперечной составляющей веса автомобиля Gа.

Эта сила может вызвать опрокидывание автомобиля или его скольжение вбок.

Устойчивость автомобиля по опрокидыванию в этом случае зависит от колеи В автомобиля, высоты h расположения центра тяжести и угла поперечного наклона дороги, а боковой занос — от коэффициента сцепления шин с полотном дороги.

Чем выше расположен груз, тем больше высота расположения центра тяжести, следовательно, тем вероятнее опрокидывание грузового автомобиля.

Рис. 144. Схема сил, действующих на автомобиль при его движении по дороге, имеющей поперечный уклон

Если у автомобиля больше колея, то автомобиль более устойчив как при движении на повороте, так и на дороге, имеющей поперечный уклон.

Боковое скольжение или занос автомобиля, как указывалось выше, происходит в том случае, когда боковая сила, действующая на колеса оси, больше силы сцепления шин с дорогой или равна ей.

   

Занос может произойти и при прямолинейном движении автомобиля по горизонтальной дороге, когда тяговые или тормозные силы на колесах близки по своей величине : силе сцепления.

Это может случиться при трогании автомобиля с места на скользкой дороге (при резком открытии дросселя), но чаще всего это наблюдается при резком торможении.

Возможность заноса особенно велика при неравномерном распределении тормозной силы по правым и левым колесам автомобиля.

Занос может быть как передней, так и задней осей автомобиля.

При заносе передней оси (рис. 145, а) автомобиль стремится повернуться вокруг мгновенного центра поворота О1 лежащего на продолжении оси задних колес.

Центробежная сила Рц при этом направлена в сторону, противоположную скольжению передних колес, поэтому занос оси автоматически гасится.

При заносе задней оси (рис. 145, б) мгновенный центр поворота О2 лежит на продолжении оси передних колес, а центробежная сила Рц направлена в сторону скольжения задних колес. Если в этом случае не принять мер к гашению заноса, то может произойти авария.

Рис.145 Схема заноса передней (а) задней (б) осей автомобиля

Для гашения заноса задней оси надо освободить колеса от окружной силы (прикрыть дроссель, прекратить торможение) и повернуть рулевое колесо в сторону начавшегося заноса.

Поворот рулевого колеса в сторону заноса приведет к гашению заноса вследствие того, что при этом уменьшится центробежная сила Рц, так как центр поворота автомобиля О2 удалится и радиус поворота увеличится.

Как только автомобиль займет правильное положение в отношении дороги, следует быстро возвратить рулевое колесо в прежнее положение.

Автомобиль наиболее подвержен заносу при блокировании (юзе) затормаживаемых колес, особенно на скользкой или мокрой дороге.

 

   

Для предотвращения заноса на скользкой или мокрой дороге надо тормозить автомобиль, не выключая сцепления, так как связь ведущих колес с вращающимся маховиком двигателя препятствует блокированию колес.

Для достижения безопасности на закруглениях дорог необходимо снижать скорость движения автомобиля до его поворота.

Устойчивость автомобиля на укатанных снежных дорогах и во время гололеда значительно повышается при использовании шин с шипами 1 (рис. 146) противоскольжения.

Испытания таких шин показали, что на обледенелых дорогах тормозной путь снижается в 2,0—2,5 раза, а путь разгона — в 1,5 раза.

Если грузовой автомобиль эксплуатируется с прицепом или полуприцепом, то в первую очередь шины с шипами надо устанавливать на колеса прицепного состава.

Рис. 146. Шины с шипами 1 противоскольжения

     
Copyright © 2011 AVTOKEB.RU
Автомобильный портал панель администратора
 
Создание сайта Вебцентр
 
Яндекс.Метрика