Устойчивость автомобиля рассматривают в продольном и поперечном направлениях.
Потеря продольной устойчивости — это опрокидывание вокруг передней или задней оси при движении автомобиля па подъем или под уклон.
У современных автомобилей с низко расположенным центром тяжести опрокидывание в продольном направлении маловероятно.
Практически до начала опрокидывания наступает буксование колес на подъеме и автомобиль сползает назад вследствие недостаточного сцепления колес с дорогой.
Потеря поперечной устойчивости — это опрокидывание в бок или боковое скольжение (занос), которое может произойти при движении автомобиля на повороте, по косогору или по дороге, имеющей поперечный уклон, а также под действием бокового ветра. При движении на повороте (рис. 142) возникает центробежная сила Рц, приложенная в центре тяжести С автомобиля на высоте h от поверхности дороги. Величина этой силы от массы автомобиля, квадрата скорости и радиуса поворота |
Рис.142. Схема сил, действующих на автомобиль при его движении на повороте
где Gа — полный вес автомобиля, кг; υ — скорость движения, м/сек; υa — скорость движения, км/ч; R — радиус поворота, т. е. расстояние от центра поворота до середины задней оси, м.
Опрокидывание автомобиля произойдет, когда опрокидывающий момент центробежной силы Рц (на плече h) равен или больше воа станавливающего момента от веса автомобиля Ga (на плече B/2).
Занос автомобиля при движении на повороте возможен тогда, когда центробежная сила Рц (см. рис. 142) достигнет значения, равного силе сцепления.