Автомобильный портал
Тормозная аппаратура, энергоаккумуляторы. Характеристики автомобилей КАМАЗ, каталоги запчастей к автомобилям КАМАЗ, руководства по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию. Катлог сайтов и предприятий


 

Коробка передач автомобиля

По числу передач (ступеней) переднего хода коробки передач подразделяются на:

  • трехступенчатые (ГАЗ-21 «Волга»),
  • четырехступенчатые (ГАЗ-66),
  • пятиступенчатые (ЗИЛ-131, КрАЗ-257).

Пятиступенчатая коробка передач автомобиля КрАЗ-257 (рис. 61) имеет пятую передачу с передаточным числом, меньшим единицы.

При включении пятой (ускоряющей) передачи ведомый вал 12 вращается быстрее ведущего вала 1, поэтому при той же скорости движения автомобиля уменьшается число оборотов коленчатого вала, что способствует экономии топлива и уменьшению износа деталей двигателя.

Все шестерни коробки передач, за исключением шестерен первой передачи 11 и 14, заднего хода 22 и отбора мощности 19, находятся в постоянном зацеплении и имеют косые зубья.

Шестерни пятой (7 и 18), третьей (8 и 17) и второй (10 и 15) передач установлены на ведомом валу на подшипниках скольжения.

   

Масло к этим подшипникам подается насосом 21, приводимым в действие от промежуточного вала 13.

Вторая, третья, четвертая и пятая передачи включаются синхронизаторами 9 и 6.

Синхронизатор обеспечивает бесшумное и безударное включение передач, облегчает управление коробкой передач, снижает износ се деталей, способствует более быстрому разгону автомобиля.

Рис.61. Коробка передач автомобиля КрАЗ-257: 1-ведущий вал; 2-ползуны; 3-шаровая опора; 4-пружина фиксатора; 5-вилка; 6 и 9-синхронизаторы; 7 и 18-шестерни пятой передачи; 8 и 17-шестерни третьей передачи; 10 и 15-шестерни второй передачи; 11-шестерня первой передачи и заднего хода; 12-ведомый вал; 13-промежуточный вал; 14-шестерня первой передачи; 16-заборник масляного насоса; 19-шестерня отбора мощности; 20-шестерня постоянного зацепления промежуточного вала; 21-масляный насос; 22-блок шестерен заднего хода; 23-пружина предохарнителя включения заднего хода; 24-замок

Основные детали синхронизатора (рис. 62): корпус 2, два конусных кольца 4 и муфта 6 с зубчатыми венцами.

Шестерня постоянного зацепления ведущего вала 1 (см. рис. 61) и шестерни 7, 8 и 10 тех передач, которые включаются при помощи синхронизаторов, имеют конусные поверхности, соответствующие конусным поверхностям колец синхронизатора.

   

Муфта синхронизатора 6 установлена на шлицах ведомого вала 12, а муфта синхронизатора 9 — на шлицах втулки, закрепленной на том же валу.

К выступам 7 (см. рис. 62) муфты 6, входящим в фигурные прорези 9 корпуса 2, крепится при помощи штифтов 8 обойма 3 вилки переключения передач.

Рис. 62. Синхронизатор коробки передач: 1 — конусные поверхности шестерен; 2 — корпус синхронизатора; 3 —обойма; 4 — конусные кольца; 5 — фиксаторы; 6 — муфта; 7 — выступ муфты; 8—штифт; 9—прорези корпуса

При включении одной из передач муфта 6, соединенная с корпусом 2 фиксаторами 5, перемещается вместе с корпусом к шестерне включаемой передачи до соприкосновения кольца 4 с конусной поверхностью 1 шестерни.

Вследствие трения между конусными поверхностями шестерни и кольца корпус 2 поворачивается и впадинами прорезей 9 попадает на выступы 7 муфты 6 синхронизатора, что препятствует дальнейшему ее перемещению (муфта и корпус блокируются).

Вследствие возникшего трения скорости вращения шестерни и муфты уравниваются, муфта 6 отжимает шарики фиксаторов 5 и передвигается до зацепления ее, зубчатого венца с внутренними зубьями шестерни включаемой передачи.

Управление коробкой передач автомобилей КрАЗ-257 осуществляется качающимся рычагом, закрепленным в шаровой опоре 3 (см. рис. 61).

Включение шестерен на полную длину зубьев и невозможность произвольноговыхода шестерен из зацепления обеспечивают фиксаторы-шарики, входящие в выемки ползунов 2 и нагруженные пружинами 4.

Для предупреждения одновременного включения двух передач служит штифтовой замок 24, расположенный между ползунами в горизонтальной плоскости, а для предупреждения включения заднего хода — предохранитель в виде штифта с пружиной 23.

  • Коробка передач автомобиля ГАЗ-53-12 - в коробке установлено три вала: первичный, вторичный и промежуточный. На заднем конце первичного вала имеется два зубчатых венца: один венец находится в постоянном зацеплении с зубчатым колесом промежуточного вала, а другой может соединяться с муфтой синхронизатора.
  • Коробка передач автомобилей КамАЗ - на автомобилях КамАЗ устанавливают две коробки передач: на одиночных автомобилях — пятиступенчатую модели 14; на автомобилях-тягачах — десяти-ступенчатую модели 15, состоящую нз основной пятиступенчатой коробки передач и двухступенчатого редуктора-делителя, удваивающего число передач.
  • Основные детали коробок передач - для бесшумного и безударного переключения передач, повышения надежности и увеличения срока службы в коробках передач применяют зубчатые колеса постоянного зацепления.
     
Copyright © 2011 AVTOKEB.RU
Автомобильный портал панель администратора
 
Создание сайта Вебцентр
 
Яндекс.Метрика

Notice: Undefined variable: _bfile in /storage/home/waliw9r4/site/www1/avtokeb/admin/site.php on line 525