Пневматические шины автомобиля служат для обеспечения достаточного сцепления с дорогой, смягчения ударов, воспринимаемых колесом, и снижения шума при движении автомобиля.
Автомобильные шины классифицируют по следующим признакам:
- по назначению - легковых и грузовых автомобилей;
- по способу герметизации - камерные и бескамерные;
- по форме профиля:
- обычного профиля (отношение высоты профиля шины к его ширине свыше 0,89, а отношение ширины профиля обода колеса к ширине профиля шины 0,65...0,76),
- широкопрофильные (отношения соответственно 0,6...0,9 и 0,76...0,86),
- низкопрофильные (соответственно 0,7...0,88 и 0,69...0,76),
- сверхнизкопрофильные (соответственно 0,70 и 0,69...0,76),
- арочные (соответственно 0,39...0,50 и 0,9... 1,0),
- пневмокатки (соответственно 0,25...0,39 и 0,9... 1,0); - по габаритам:
- крупно- (ширина профиля 350 мм и более),
- средне- (ширина профиля 200...350 мм, посадочный диаметр не менее 457 мм),
- малогабаритные (ширина профиля не более 260 мм, посадочный диаметр не более 457 мм); - по внутреннему давлению — высокого (более 0,6 МПа), низкого (0,15...0,6 МПа) и сверхнизкого (0,07...0,14 МПа) давления.
По изготовлению шины могут быть камерные и бескамерные, по конструкции каркаса — с перекрестным и радиальным расположением нитей корда.
Бескамерные шины имеют герметизирующий резиновый слой 1 (рис. 81,а), привулканизированный к внутренней поверхности покрышки.
Резино-металлическнй вентиль 3 крепится на ободе колеса прижимной гайкой. Воздухонепроницаемость в месте стыка покрышки с ободом обеспечивается формой бортов и наличием уплотнительного бортового слоя 2.
Для плотной посадки бортов покрышки на полки обода перед накачиванием шину обжимают по протектору стяжной лентой. С целью прижатия боргов покрышки к ободу шину сначала накачивают до 3,5—4 кГ/см2, затем снижают давление воздуха до нормы. Бескамерные шины обеспечивают в эксплуатации большую безопасность движения вследствие замедленного выхода воздуха при проколах. Срок службы бескамерной шины больше, а вес меньше, чем у покрышки с камерой. В шинах обычной конструкции нити смежных слоев корда каркаса перекрещиваются между собой под углом 95—115°, образуя сетку (рис. 81, б). Между каркасом 5 и протектором располагается брекер (подушечный слой) 4, состоящий из нескольких слоев обрезиненного корда. Шины Р (рис. 81,в) имеют не перекрестное, а радиальное расположение нитей корда в каркасе (от борта к борту) и жесткий в окружном направлении брекер из вискозного или стального обрезиненного корда. У таких шин меньше теплообразование и сопротивление качению, они имеют меньшее проскальзывание в контакте с дорогой, поэтому срок их службы на дорогах с усовершенствованными покрытиями в 1,5—2 раза больше обычного. Шины PC (рис. 81,г) имеют радиальное расположение нитей корда в каркасе и съемные протекторные кольца 6, которые позволяют использовать шины в разных условиях эксплуатации и упрощают замену изношенного протектора. |
Рис. 81.Шины: а — бескамерная; б — обычная; в—типа Р; г—типа PC; 1 — герметизирующий слой; 2—уплотнительный бортовой слой; 3 — вентиль; 4 — брекер; 5 — каркас; 6 — съемные протекторные кольца
Шины Р и PC —камерные. Давление воздуха в шинах PC выше, чем в шинах Р из-за необходимости надежного удержания протекторных колец.
В табл. 5 указаны размеры шин и нормы давления воздуха в них.
Таблица 5
Автомобиль |
Размеры |
Давление воздуха, кГ/см2 | ||
передней |
средней |
задней | ||
ГАЗ-66 |
12,00-18 |
2,8 |
- |
2,8 |
ЗИЛ-131 |
12.00-20 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
КрАЗ-257 |
320-508У |
5,0 |
5,5 |
5,5 |
КрАЗ-256 |
320-508У |
5,5 |
5,0 |
5,0 |
БелАЗ-540, |
||||
БелАЗ-540А |
18,00-25 |
5,0 |
- |
5,0 |
Примечания. 1. Размеры шины 12,00—20 обозначают ширину профиля и
внутренний диаметр шины в дюймах; размеры 260—20 — то же, но ширина профиля в
миллиметрах; 320—508У — ширина профиля и внутренний диаметр шины в миллиметрах;
буква У означает, что шина обычная.
2. Гарантийный пробег шин (без ремонта)
для легковых автомобилей 33 тыс. км, грузовых автомобилей и прицепов 45 тыс. км,
городских автобусов 60 тыс. км.
В целях увеличения пробега шин необходимо:
- ежедневно проверять, нет ли на шинах порезов, разрывов и других повреждений;
- вынимать предметы (камни, гвозди и т. п.), застрявшие в протекторе и между сдвоенными шинами;
- следить за давлением воздуха в шинах;
- плавно трогать автомобиль с места;
- объезжать острые предметы; на крутых поворотах и плохих дорогах снижать скорость движения;
- не допускать резкого торможения;
- не подъезжать вплотную к краю тротуара;
- не допускать буксования колес;
- не перегружать автомобиль;
- следить за равномерным распределением груза;
- не ставить автомобильна места, загрязненные нефтепродуктами;
- не допускать стоянки на спущенных шинах, длительной стоянки с полной нагрузкой, а также стоянки ненагруженных автомобилей на шинах более 10 дней;
- соблюдать правила монтажа, демонтажа и хранения шин;
- наблюдать за шинами в пути;
- проверять правильность установки передних колес.